ГРАМОТКИ О НОВОСТЯХ

 

На сайте ФИПИ появились варианты ВПР по истории. Можно посмотреть содержание и требования к оформлению. 2.02.2018.

ВОТ ЕЩЁ  ОДИН  ВАРИАНТ  ЕГЭ  ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ! Кто желает — прорешайте! Сверьте с правильными решениями, которые помещены внизу.

  1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.
ПРИНЦИПЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВА СОДЕРЖАНИЕ
Народовластие Россия — де­мо­кра­ти­че­ское государство, но­си­те­лем суверенитета и един­ствен­ным источником вла­сти в ко­то­ром является народ
Созданы раз­лич­ные формы на­ци­о­наль­ной государственности на­ро­дов РФ
  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) искусство 2) наука 3) образование 4) мораль 5) культура
  2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам демократического политического режима.1) многопартийность; 2) федерализм; 3) свободные выборы; 4) идеологический плюрализм; 5) анархия; 6) парламентаризм. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  3. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете. 2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом. 3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей. 4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных. 5) Относительной истине свойственна субъективность.
  4. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми деятельности, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства ради удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и со­ци­аль­ных потребностей

Б) на­прав­лен­ность на прак­ти­че­ски по­лез­ный ре­зуль­тат – раз­лич­ные блага

В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и умений, раз­ви­тие мыш­ле­ния и со­зна­ния личности

Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся не в ре­зуль­та­те деятельности, а в ее процессе

Д) все сред­ства все­гда спе­ци­аль­но на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та деятельности

1) труд

2) игра

3) учёба

  1. В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) у этого произведения неизвестный автор 2) оно передаётся от поколения к поколению 3) ero создатели получили хорошую прибыль 4) его исполняют по радио профессиональные актёры 5) оно носит развлекательный характер 6) оно имеет сложное содержание
  2. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства. 2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством. 3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета. 4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы. 5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства.
  3. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми конкуренции: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
ПРИМЕР ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
А) Услу­ги те­ле­фон­ной связи в стра­не Z осу­ществ­ля­ют две кон­ку­ри­ру­ю­щие компании, кроме того представлены несколько мелких фирм.

Б) На сель­ско­хо­зяй­ствен­ном рынке го­род­ка N пред­став­ле­на про­дук­ция мест­ных фер­мер­ских и ин­ди­ви­ду­аль­ных хозяйств.

В) В го­ро­де Р боль­шую по­пу­ляр­ность имеют мно­го­чис­лен­ные фирмы, ока­зы­ва­ю­щие услу­ги по мел­ко­му бытовому

ремонту.

Г) Ком­па­ния «Соль и море» яв­ля­ет­ся един­ствен­ным по­став­щи­ком по­ва­рен­ной соли для про­дук­то­вых ма­га­зи­нов региона.

Д) Ком­па­ния «Цифровой мир» вы­ве­ла на рынок го­ро­да В сиг­на­ли­за­цию с функ­ци­ей смс-оповещения владельца. Через

непродолжительное время дру­гие про­из­во­ди­те­ли сиг­на­ли­за­ции ушли с рынка города.

1) чи­стая конкуренция

2) олигополия

3) чи­стая монополия

  1. Япония, где земля — до­ста­точ­но де­фи­цит­ный ресурс, но зато име­ет­ся вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная ра­бо­чая сила, про­из­во­дит и по­став­ля­ет на ми­ро­вой рынок видеокамеры, ав­то­мо­би­ли и электронику. В по­след­ние годы ми­ро­вой рынок всё более явно ощу­ща­ет воз­дей­ствие рас­ту­щей ин­ду­стрии элек­тро­ни­ки в Корее и США. Какие яв­ле­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ная ситуация? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти яв­ле­ния указаны. 1) инфляцию 2) конкуренцию 3) монополизацию 4) специализацию  5) информатизацию 6) дифференциацию
  2. На рисунке отражена ситуация на рынке внутреннего туризма страны N: линия спроса D переместилась в новое положение — D1 (переместилась в правую сторону). Это перемещение может быть связано прежде всего с 1) запретом правительства страны N на продажу туров на ряд популярных зарубежных направлений 2) повышением цен на авиационные и железнодорожные билеты внутри страны N 3) уходом с рынка туристических услуг ряда туроператоров 4) прекращением полётов за рубеж рядом авиакомпаний 5) отменой виз для граждан государства N рядом популярных для отдыха стран
  1. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением. 2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации. 3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение. 4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям. 5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами.
  2. Не включаю его, так как он связан с анализом таблицы.
  1. Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений. 2) Участниками политического процесса являются элитарные слои общества. 3) В политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал. 4) Политический процесс, как правило, носит деструктивный характер. 5) В ходе политического процесса, как правило, реализуются идеи рыночного саморегулирования и защиты прав и свобод человека.
  2. Установите со­от­вет­ствие между полномочиями, ка­са­ю­щи­ми­ся фе­де­ра­тив­но­го устрой­ства РФ, и осу­ществ­ля­ю­щи­ми их субъектами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) Российская Федерация

2) Российская Фе­де­ра­ция и субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (совместное ведение)

 

  1. Согласно Кон­сти­ту­ции стра­на Z яв­ля­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским уни­тар­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют по­ли­ти­че­ский режим стра­ны Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в стра­не Z яв­ля­ет­ся народ. 2) В стра­не Z функ­ци­о­ни­ру­ет од­но­па­лат­ный парламент. 3) Вы­бор­ность ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти путём все­об­щих рав­ных и пря­мых выборов. 4) Про­воз­гла­ше­на сво­бо­да совести. 5) Граж­да­нам стра­ны Z га­ран­ти­ру­ет­ся бес­плат­ность на­чаль­но­го образования. 6) В стра­не Z дей­ству­ет од­но­ка­наль­ная си­сте­ма налогов.
  2. Какие органы осуществляют государственную власть на территории Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Правительство 2) Федеральное Собрание 3) суды Российской Федерации 4) органы местного самоуправления 5) исполнительные органы Содружества Независимых Государств
  3. Выберите верные суждения о порядке расторжения брака в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.1) Муж не имеет права без согласия жены возбудить дело о расторжении брака в течение года после рождения общего ребёнка. 2) При отсутствии согласия одного из супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в судебном порядке. 3) При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, суд обязан принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения. 4) Ни один из супругов не имеет права возбудить дело о расторжении брака, если другой супруг признан судом недееспособным. 5) По истечении месяца со дня подачи заявления орган ЗАГС может расторгнуть брак и выдать свидетельство о расторжении брака.
  4. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми правоотношений и ре­гу­ли­ру­ю­щи­ми их от­рас­ля­ми права: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ОТРАСЛИ ПРАВА
A) воз­ме­ще­ние ущерба за вред, причинённый иму­ще­ству физического лица

Б) взыс­ка­ние штрафа за без­би­лет­ный проезд в автобусе

B) уста­нов­ле­ние наследников

Г) по­да­ча жалобы на долж­ност­ное лицо его ру­ко­во­ди­те­лю

Д) сдача офиса в арен­ду частной фирме

Е) по­лу­че­ние водительского удостоверения

1) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

2) граж­дан­ское право

 

  1. Супруги Михаил и Елена М. решили заключить брачный договор. Какие из перечисленных условий, которые супруги решили внести в договор, не противоречат действующему российскому законодательству? Запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания. 1) Договор устанавливает режим общей долевой собственности на имущество, приобретённое в браке. 2) Все расходы по содержанию недвижимого имущества, принадлежащего супругам, оплачиваются мужем. 3) Елена обязуется не устраиваться на работу и добросовестно вести домашнее хозяйство. 4) В случае расторжения брака несовершеннолетние дети проживают с матерью. 5) Супруги отказываются от права на получение алиментов в случае расторжения брака. 6) В случае приобретения супругами в будущем загородного дома он будет являться собственностью жены.
  2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Ощущения и восприятия дают нам знание единичного – отдельных предметов и ____ (А) (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть ______(Б). Жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, ______(В) различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не даёт достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Обобщённое отражение (познание) _____(Г) – важнейший признак мышления. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому _____(Д) связи. Поэтому мы можем сказать, что ____(Е) есть отражение закономерных существенных связей.

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

1) закономерный 2) последствие 3) явление
4) представление 5) действительность 6) отдельный
7) мышление 8) понятие 9) достаточный

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – «футуршок» – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности. Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

  1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.
  2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.
  3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.
  4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.
  5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.
  6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

(К. К. Колин)

  1. Какую роль в со­вре­мен­ном об­ра­зо­ва­нии от­во­дит автор идее опе­ре­жа­ю­ще­го образования? Какие две со­став­ля­ю­щие этой идеи на­зы­ва­ет автор?
  1. Какое новое на­прав­ле­ние раз­ви­тия куль­ту­ры на­зы­ва­ет автор? Какие за­да­чи он ста­вит перед этим направлением? На­зо­ви­те две задачи. При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские знания, факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те любую тен­ден­цию раз­ви­тия со­вре­мен­ной культуры, не на­зван­ную в тексте.

23.Какие тен­ден­ции со­вре­мен­но­го образования, свя­зан­ные с за­да­ча­ми но­во­го на­прав­ле­ния культуры, на­зван­но­го автором, ука­за­ны в тексте? На­зо­ви­те две тенденции. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния обос­нуй­те связь каж­дой из них с за­да­ча­ми этого направления.

  1. Автор пишет, что «страх перед бу­ду­щим — «футуршок» — одна из наи­бо­лее серьёзных со­ци­аль­ных про­блем современности». На­зо­ви­те две дру­гие любые гло­баль­ные со­ци­аль­ные про­бле­мы современности. Объ­яс­ни­те их связь со стра­хом перед будущим.
  2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «со­ци­аль­ная груп­па»? Составьте два предложения в одном из которых говорится о различиях межличностных связей в малой и большой группах, а в другом названа функция социальных групп.
  3. Назовите любые три вида ду­хов­ных цен­но­стей и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.
  4. Известный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся картой, где был ука­зан пролив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий океаны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не обнаружил. Тогда он, изу­чив описания, со­став­лен­ные предшественниками, предположил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.

О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном отрывке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них. Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Магелланом.

  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая деятельность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
  2. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду различных ас­пек­тов поднятой про­бле­мы (обозначенной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния используйте знания, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса обществознания, со­от­вет­ству­ю­щие понятия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жизненный опыт.

 

С9.1 Философия: «Настоящий про­гресс человечества за­ви­сит не столь­ко от изоб­ре­та­тель­но­го ума, сколь­ко от сознательности» (А. Эйнштейн)

С9.2 Социальная психология: «Человек не­мыс­лим вне общества» (Л. Толстой)

С9.3 Экономика: «Бизнес — это со­че­та­ние войны и спорта» (А. Моруа)

С9.4 Социология: «Нормы по­ве­де­ния не бе­рут­ся с потолка, а вы­во­дят­ся из пе­чаль­но­го опыта про­шлых ошибок» (Г. Александров)

С9.5 Политология: «Демократия — пло­хая форма правления, од­на­ко ничего луч­ше­го человечество не придумало» (У. Черчилль)

С9.6 Правоведение: «Право — это фор­ма­ли­зо­ван­ный гуманизм» (А. Круглов).

 

Правильные ответы на тестовую часть

№ п/п Правильный ответ
1 федерализм
2 5
3 25
4 12
5 11323
6 35
7 135
8 21133
9 24
10 14
11 1245
12 25
13 123
14 22121
15 134
16 123
17 125
18 212121
19 126
20 392517

ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Добавить комментарий