История СССР 1956-1988 годов

Презентация «Культура Оттепели»

СССР   В   1964-1984  ГОДАХ

ТЕМА: БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 1964-1984 ГОДЫ.

1.Жилище.

В 1964-1984 годы жилищный кризис в городах СССР по-прежнему оставался не решённым. Городское население постоянно пополнялось за счёт сельчан, уезжавших из совхозов и колхозов, где уровень жизни был ниже городского. Особенно остро нехватка жилья проявлялась в Москве и Ленинграде. Строительство жилых домов в этих городах шло намного быстрее, чем в других городах СССР, но значительная часть жилья отводилась партийной и государственной элите, членам их семей, а также видным представителям научной и творческой интеллигенции. Мечтой многих семей являлась отдельная квартира из трёх-четырёх комнат, небольшой площади, с маленькими кухнями, отдельными ванной и туалетом.

Количество комнат муниципальными властями обычно определялось по принципу: количество членов семьи минус один человек. Поэтому семья из трёх человек получала двухкомнатную квартиру. Чтобы получить большую жилплощадь, люди шли на всевозможные ухищрения, например, брали к себе из деревни родителей или родственников. Другим способом улучшения жилищных условий были фиктивные браки. Как правило, нуждающийся в улучшении жилья выплачивал другому супругу за фиктивный брак значительную сумму денег. Удачей был брак с дочерью или сыном высокопоставленного работника – тогда хорошее жильё было обеспечено.

Жильё государство предоставляло бесплатно, но существовали и жилищные кооперативы, вступая в которые граждане сами оплачивали часть стоимости жилья. Однако даже в этом случае они не получали права собственности на приобретаемую жилплощадь и не могли её продавать.

Очереди на улучшение жилищных условий были огромными, люди дожидались решения своих проблем по многу лет, проживая в «коммуналках». Поэтому особую ненависть простых советских людей вызывали так называемые «блатные», которые получали жильё, пользуясь своими связями, в ускоренном порядке.

Значительный процент строящегося жилья составляли прежние хрущёвки, правда, в значительно улучшенном варианте, с неплохой вентиляцией. Высотность домов в брежневский период тоже увеличивалась, девятиэтажные постройки вырастали наравне с традиционными пятиэтажками. Это было связано с необходимость экономии на инфраструктуру и средства коммуникации: девятиэтажки занимали меньшую площадь. Девятиэтажки имели лифты и мусоропроводы.

В целом качество домов для обычных советских граждан было невысоким, строились они (особенно панельные) в крайне сжатые сроки. Звукоизоляция была неудовлетворительной, квартиры под крышей летом сильно прогревались. Быстрым строительством и экономией средств объяснялась и безликость построек, отсутствие оригинальных архитектурных решений. Кварталы в различных городах были неотличимы друг от друга, именно на этой схожести выстроен сюжет фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром».

Телефонная связь для многих была недоступна, так как соответствующие структуры не могли справиться с ростом заказов, поэтому и на установку телефона было необходимо записываться в очередь. Зато телевизоры имелись практически в каждой семье, не только чёрно-белые, но и цветные. Многие семьи имели магнитофоны, проигрыватели для грампластинок, стиральные машины. А вот видеомагнитофоны в начале 80-х годов только начинали входить в быт советских людей. Персональных компьютеров для населения также не выпускали.

Несравнимо более высоким качеством отличались дома партийной и государственной верхушки СССР, до наших дней они соответствуют самым высоким жилищным стандартам.

Задания:

1)Посмотрите на фотографии интерьеров советских квартир 1970-х годов и попробуйте определить, представители какой социальной группы населения проживают в них? Какие свидетельства роста благосостояния советских людей присутствуют на этих фотографиях?

-Хорошая примета – пускать кошку первой в новую квартиру! (Художник Г. Андрианов)

2)Какой недостаток социальной сферы советского общества отражает карикатура? В чём причины этого недостатка?

 

2.Одежда.

Многое из одежды было в брежневскую эпоху дефицитным товаром. Даже женские колготки можно было купить не всегда. При случае брали любой размер, чтобы потом обменять на свой. Те, кто не могли купить колготок, иногда пришивали чулки прямо к трусам. А модницы иной раз покупали в аптеках красный стрептоцид, разводили его и мазали ноги, приобретавшие оранжево-бежевый оттенок. Затем на ногах подрисовывали швы и стрелки и так ходили до поздней осени…

Поощрялся домашний пошив одежды. Были распространены журналы с выкройками. Популярной была песня из кинофильма «Москва слезам не верит»:

— Что же из этого следует? – Следует жить!

Шить сарафаны и лёгкие платья из ситца.

— Вы полагаете, всё это будет носиться?

— Я полагаю, что это всё следует шить!

Во многих семьях женщины сами вязали шапки, свитера, носки, шарфы и рукавицы. Высшие партийные работники, руководители предприятий и организаций, члены их семей одевались в особых спецателье, куда обычный советский человек не мог попасть.

Иногда хорошую одежду покупали у спекулянтов (так называемых фарцовщиков) за более дорогую цену.

У молодёжи наиболее модной одеждой считались джинсы (на жаргоне джинса, джины), особенно потёртые (модники специально затирали их пемзой и кирпичами). Настоящих американских джинсов было практически не достать, поэтому у спекулянтов брали польские, болгарские, югославские, финские и прочие, перешивая лейблы.

Юноши носили кеды и кроссовки, супермодными считались кроссовки фирмы «Адидас» (недостижимая мечта многих молодых людей в СССР). Девушки обували туфли-лодочки. При Брежневе дефицитной обувью были «дутики» — итальянские яркие сапожки, похожие на обувь космонавтов. В моду вошла обувь на платформе (так называемые «шузы»), «блайзеры» — клубные пиджаки, брюки клёш, цыганские юбки, юбки миди и макси, кожаные куртки («кожанки»). Модники носили дымчатые очки, девушки – большие клипсы. Популярными были «батники» — яркие приталенные рубашки с яркими воротниками.

Зимой простой народ щеголял в ушанках из кролика. Более дорогие (и дефицитные) шапки шили из пыжика, енота и ондатры.

Кто не покупал модной зимней обуви – ходили в ботах на литой подошве (народное название «Прощай молодость!»).

Задания:

               

А)                                      Б)                              В)                                      Г)

1)Определите, где здесь изображены: 1)блайзер 2)шузы 3)«прощай молодость» 4)дутики

                     

А)                                        Б)                                                             В)

                       

Г)                                                    Д)                                                                  Е)

2)Определите, кто на этих фотографиях одет в соответствии с требованиями моды 1970-х годов?

3)Руководство КПСС неоднократно принимало решения об улучшении качества выпускаемой в СССР одежды и об увеличении её ассортимента. Почему же хорошая одежда и обувь оставались дефицитными товарами?

4)Что свидетельствует о том, что эта советская карикатура была создана в условиях командно-административной экономической системы?

 

3.Питание.

Продукты питания стоили дёшево, однако купить некоторые из них – особенно мясные было большой проблемой. Исключение составляли только Москва и Петербург, снабжаемые по особой категории. В остальных городах купить колбасу или курицу не всегда удавалось. В Новгороде за колбасой выстраивались огромные очереди, в дефиците было куриное мясо (кстати, курицы в это время в магазинах были синеватого оттенка, их так и называли в народе – «синие птицы»), в конце 70-х из магазинной продажи постепенно стало исчезать масло.

О дефиците на продовольствие советские граждане сочиняли такие прибаутки: «Сала, мяса не едим, Конституцию зубрим!», намекая на брежневскую Конституцию 1977 года. «Армянское радио» сообщало, что при коммунизме будет много стульев. Почему? Так все очереди будут сидячими.

Чтобы получить мясо, колбасу и прочие дефицитные продукты, из Новгорода и других городов, расположенных рядом с Ленинградом или Москвой, жители ехали в столицы за дефицитом. Поезда этого направления так и называли – «колбасные».

Другим способом получить дефицит была покупка продуктового набора. Кроме дефицитного товара (масла или колбасы) в набор входили доступные товары – сахарный песок или килька. Продуктовые наборы помогали магазину выполнять план по продаже залежалых товаров.

Зато хлеб при Брежневе всегда был в продаже. Покупатель подходил к стойке с хлебом, брал особую вилочку и, нажимая сверху на корку, проверял свежесть хлеба. Правда своего зерна в СССР постоянно не хватало, поэтому ежегодно много зерна покупали в США и Канаде.

Крупа манная и овсяная имелись в продаже в огромном количестве, зато начались перебои с гречневой крупой. При всеобщей нехватке мясных товаров директора магазинов, их заместители и продавцы становились знаковыми фигурами. Знакомство с ними давало возможность наполнить качественными продуктами свой холодильник. Директора крупных магазинов имели полезные связи с высшими партийными чиновниками, артистами, космонавтами. Некоторые из таких директоров поплатились за нарушение правил торговли и незаконное обогащение, как например, участник Великой Отечественной войны, директор бывшего Елисеевского магазина Юрий Константинович Соколов, которого при Ю.В. Андропове приговорили к расстрелу. Но полностью вскрыть коррупцию в торговле продовольственными товарами было нельзя, сама система тотального дефицита порождала её неуязвимость.

Нехватка многих видов продовольствия приводила к недовольству многих советских граждан продовольственной помощью, которую СССР оказывал союзническим странам. Однако открыто выражать своё недовольство люди опасались.

Задания:

1)Попробуйте догадаться, что означали эти слова: 1)«выбросили», 2)его-го, 3)собачья радость, 4)стоять

2)Определите, в какой город из Новгорода шёл «колбасный поезд»? Варианты ответа: 1)Рига, 2)Челябинск, 3)Ленинград, 4)Варшава

Правильный ответ на 1-е задание: 1)товар предоставили в торговый зал магазина 2)колбаса из конины 3)ливерная колбаса, 4)находиться в очереди

 

4.Школьная жизнь.

В целом образование в СССР в брежневскую эпоху находилось на очень высоком уровне. Государство тратило большие средства на строительство учебных учреждений, их ремонт, закупку необходимого оборудования. Кроме государства, большую помощь учебным заведениям оказывали предприятия, огромный бюджет которых позволял в то время выделять на эти расходы весьма значительные средства. Учебники получались бесплатно, бесплатным было любое образование – среднее, специальное, высшее. Практически любой человек в СССР мог получить образование любого уровня. Особое внимание в школах уделялось математике, поскольку её изучение было тесно связано с оборонным производством. Существовали и математические спецшколы, куда принимали детей с ярко выраженной одарённостью в точных науках. Элитными считались спецшколы с изучением иностранных языков, особенно английского. Выпускники этих заведений становились, как правило, работниками дипломатических служб за рубежом, многие дети советской элиты поступали в подобные учебные заведения. Представители элиты поступали и в престижные вузы, на лучшие факультеты. Социальное неравенство проявлялось и в образовании, вызывая недовольство советских людей и подрывая доверие к властям.

Крупным недостатком системы образования была его политизированность. Уже в детском саду детям рассказывали истории о добром «дедушке Ленине», о том, как он устроил ёлку для детишек в Горках или отказался стрелять в личику на охоте.

В первом классе учеников принимали в октябрята, среди октябрят пропаганда советской идеологии усиливалась. Детям внушали, что СССР – самая лучшая в мире страна, в которой трудящиеся живут счастливой, обеспеченной жизнью, что коммунизм – это будущее всех народов Земли.

Правила для октябрят: Октябрята — будущие пионеры. Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые. Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

В каждом классе октябрята делились на звёздочки (обычно по пять человек). У каждой звёздочки был свой командир, цветовод (следил за цветами в классе), библиотекарь (обычно в каждом классе была своя небольшая библиотека из принесённых из дома книг), санитар (проверял чистоту рук детей) и другие должности. Все звёздочки в классе составляли октябрятский отряд. Каждый октябрёнок к школьной форме прикалывал значок в виде небольшой звезды, на которой был изображён портрет маленького Ленина. Каждый год – 22 апреля, в день рождения Ленина учительница или пионеры из старших классов рассказывали октябрятам о том, каким замечательным человеком был Ленин.

С 9-10 лет школьников принимали в пионеры.

Правила пионеров были таковы: Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер — товарищ и вожак октябрят. Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Перед вступлением в пионеры ребята давали торжественную клятву, обещая горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза. Девизом пионеров были слова: Будь готов! На это следовал отзыв: Всегда готов!

Каждый класс был пионерским отрядом. После уроков проходили сборы отряда. На них обсуждались классные дела, взаимоотношения ребят, «прорабатывались» хулиганы и отстающие по успеваемости. Не исправляющимся могли объявить выговоры. Нешуточной угрозой было исключение из пионеров. У каждого отряда был свой флаг, горн и барабан. Также пионерские отряды выпускали свои стенгазеты.

Главным праздником пионеров был День пионерии, который отмечался 19 мая. В этот день в школах не было уроков, проходили праздничные мероприятия.

Для пионеров в каждой школе были бесплатные кружки, особые Дома пионеров, а также спортивные и другие школы.

Много денег государство тратило на содержание детских лагерей, лучшим из которых считался «Артек», расположенный в Крыму.

В 7 классе начинался приём в комсомольцы. Первыми комсомольцами, как правило, становились лучшие пионеры отряда.

Отрывок из Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи — самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи.

Комсомол — активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза, являющейся руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

Весь смысл своей деятельности комсомол видит в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворении в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР. Верный ленинским заветам, ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодежь в духе коммунизма, неукоснительного соблюдения Конституции СССР и советских законов, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме. Величайшая честь для комсомольца — стать членом КПСС.

ВЛКСМ работает под руководством Коммунистической партии Советского Союза, является активным проводником политики партии во всех областях коммунистического строительства. Сила комсомола — в руководстве КПСС, в идейной убежденности и преданности делу партии, в сознательной дисциплине, единстве его рядов. Комсомол учится у партии по-ленински жить, работать, бороться и побеждать.

Главная задача Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи — воспитывать юношей и девушек на великих идеях марксизма-ленинизма, на героических традициях революционной борьбы, на примерах самоотверженного труда рабочих, колхозников, интеллигенции, вырабатывать и укреплять у молодого поколения классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, готовить стойких, высокообразованных, любящих труд молодых строителей коммунизма.

Священный долг комсомола — готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага.

Комсомол воспитывает у юношей и девушек глубокое уважение к государственным Гербу, Флагу, Гимну СССР, олицетворяющим героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны.

ВЛКСМ добивается, чтобы каждый комсомолец, каждый молодой человек во всей своей жизни свято выполнял ленинский завет «Учиться коммунизму» и соблюдал нравственные принципы, изложенные в Программе КПСС — в моральном кодексе строителя коммунизма:

— преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

— добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

— забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

— высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

— коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый — за всех, все — за одного;

— гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;

— честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

— взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

— непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

— дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

— непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

— братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Ежегодно комсомольцы в школах сдавали так называемый «Ленинский зачёт», на котором отчитывались о своей полезной деятельности: о помощи школе, самообразовании, дисциплинированности и так далее.

Задания:

1)Перечисли положительные и негативные черты обучения в советской школе в 1964-1984 годах.

 

 

 

 

2)Перед вами значки октябрёнка, пионера и комсомольца. Как эти значки свидетельствуют об идеологической направленности этих организаций?

3)Некоторые политические деятели высказывают мнение о необходимости возрождения пионерской организации, так как она способствовала позитивному воспитанию детей. Если восстановить пионерскую организацию, то что необходимо перенять от её форм работы в 1970-1980-е годы, а что следует в ней изменить?

4)Это советские карикатуры 1970-1980-х годов, посвящённые школьной жизни. Какие проблемы советской школы того времени характерны и для нашего образования? Какие проблемы современного школьного образования не были характерны для СССР брежневского периода?

                   

-Вот примерно так, дети, расщепляется атом!

 

            

-Если вы сейчас поставите мне                                                                На уроке природоведения.

двойку, мой папа вас съест.                                                                  Учитель: — А это что за животное?

               

-Тебя дома поругают, и ладно, а учительнице                             -Марья Ивановна, разрешите выйти

смотри, как достаётся за твою двойку!                                             покурить!

https://i1.i.ua/prikol/pic/0/5/700350_771116.jpg

Спят медведи и слоны, дяди спят и тёти…

БИБЛИОГРАФИЯ

Васькин А.А. Повседневная жизнь советской столицы при Хрущёве и Брежневе. М., Молодая гвардия, 2017.

СССР глазами советологов. М., Московский рабочий, 1990 (http://www.e-reading.by/bookreader.php/1023647/SSSR_glazami_sovetologov.html).

 

Переход на главную страницу «История России»

ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

Добавить комментарий