История философии. Грамоты для мудрых отроков и отроковиц

МАТЕРИАЛЫ  ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  ДЛЯ  10-11 КЛАССОВ

Квест по философии

1.ЧТО  ТАКОЕ  ФИЛОСОФИЯ

Философия — знание об основных вопросах бытия.

Главные вопросы философии:

-В чём смысл жизни человека?

-Из чего всё произошло? (Что важнее – материя или сознание?)

Главные разделы философии:

Онтология – наука о бытии.

Гносеология – наука о способах познания мира.

Эсхатология – наука о будущем развитии мироздания и общества.

Определения по философии:

Идеализм – философское учение, утверждающее первичность сознания по отношению к материи.

Объективный идеализм – признаёт бытие материи при первичном бытии сознания.

Субъективный идеализм – определяет материю как продукт деятельности сознания.

Солипсизм – считает весь мир продуктом деятельности сознания только одного субъекта.

Материализм – признаёт первичность бытия материи, материя яволетс основой бытия сознания.

Материя – то, что воспринимается органами чувств или физическими приборами.

Диалектический материализм – признаёт идеальную сущность сознания.

Вульгарный материализм – отождествляет сознание и деятельность центральной нервной системы.

Дуализм – признание равнозначности материи и сознания в бытии, их одновременное появление.

Агностицизм – отрицание возможности познания мироздания.

Скептицизм – сомнение в истинности результатах познания.

 

2.ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА

Буддизм – самая древняя из мировых религий.

Настоящее имя Будды (Просветлённого) – Сиддхартха Гаутама.

Цель философии буддизма – определить, как избавить человечество от страданий и помочь достичь состояния абсолютного духовного покоя и свободы от страстей – нирваны.

Четыре благородных истины буддизма:

1)Вся жизнь от рождения старости есть страдание.

2)Причина страдания в неутолённом желании человека, это желание приводит к сансаре – бесконечному возрождению человека в различных мирах.

3)Необходимо перейти от желаний к духовному покою.

4)Необходимо выбирать «срединный путь» между аскетизмом и жаждою наслаждений. За хорошие или плохие поступки для человека наступают определённые последствия – карма.

Для достижения просветления необходимо соблюдать пять запретов: не убивать, не брать чужого, не касаться чужой жены, не лгать, не пить вина.

Для достижения совершенства также необходимо: избегать роскоши, ограничиваться в пище, не платить злом за зло, прощать обиды. Нельзя применять насилие даже для защиты справедливости, необходимо соблюдать целомудрие, нужно любить всех людей и живые существа.

3.КОНФУЦИАНСТВО

Конфуций (жил в VI-V вв. до н.э.) – китайский мудрец, основатель конфуцианства, которое считается национальной религией Китая, но при этом в конфуцианстве мало внимания уделено теологии.

Цель конфуцианства – создание гармоничного общества всеобщего благоденствия. Способ построения справедливого общества – следование традициям предков. Предки изначально обладали высшей мудростью. Каждый человек в идеальном обществе должен как можно лучше исполнять свою роль, направленную на общее благо. Для соблюдения гармонии необходимо обладать добродетелями и преданностью начальству, которое должно заботиться о подданных так, как отец заботиться о собственных детях.

Всякий просвещённый человек должен обладать пятью добродетелями: гуманностью, справедливостью, знанием и соблюдением древних обрядов и ритуалов, благоразумием и искренним желанием делать добро.

Добродетельный человек должен постоянно учиться, не поддаваться гневу, не стремиться к славе и известности, почитать родителей и старших, не притворяться и не лгать, быть верным дружбе и любить культуру.

Правитель должен сокращать расходы государства, беречь силы подданных, заботиться об их благополучии.

4.ДАОСИЗМ

Основоположник даосизма – китайский мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). Согласно его учению, мудрец должен отказаться от своего «Я», от эгоистичной ограниченной ложной мудрости и исследовать сущность бытия. Каждый элемент бытия имеет свой путь – дао, которое является его высшим предназначением. Следование дао – благо, уклонение от дао – зло, приводящее к гибели элемента бытия. Для постижения дао не нужна излишняя образованность, нужна внутренняя сосредоточенность и правильное распределение внутренней энергии. Дао требует от человека уступчивости, внимания к обстоятельствам. Уступчивость не означает отказа от своих целей, но заключается, прежде всего, в стремлении избежать излишних конфликтов.

Дао является основой бытия, оно не даёт прекратиться жизни, гармонизирует жизнь и смерть, а также все противоположности.

Дао не может быть чётко сформулировано, ибо оно значительнее самой мудрой формулировки. Поэтому постигший дао хранит молчание.

5.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

5.1.МИЛЕТСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ.

Античная философия зародилась в греческом городе Милет, её основателями были Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Натурфилософией её назвали потому, что она пыталась определить, в чём основа природы и всего сущего.

Фалес (VII-VI вв. до н.э.) первоосновой природы считал воду, которая порождает жизнь, принимает различные состояния от твёрдого до газообразного. Весь мир представляет из себя воду в различных состояниях.

Анаксимандр (VII-VI вв. до н.э.) основой сущего полагал апейрон, вечно движущее, нестареющее начало. Апейрон никуда не исчезает и ниоткуда не возникает, он включает в себя различные физические противоположности – холодное и горячее, влажное и сухое.

Анаксимен (VI в. до н.э.) первоосновой в природе считает воздух, который заполняет весь мир. Благодаря нагреванию из воздуха рождается огонь, благодаря сгущению — вода и твёрдые тела.

5.2.ПИФАГОР.

Греческий философ Пифагор (VI-V вв. до н.э.) основой мира считал числовые сочетания. Природа состоит из двух главных начал – беспредельного и определяющего. Гармония двух начал может быть выражена в числах. Основа чисел единица, последователи Пифагора принимали за единицу разум. Симметрия чисел вызывает гармонию и красоту.

Разум необходимо очищать от грубой материальности гимнастикой, пищевой диетой, занятиями наукой и физическими упражнениями.

Пифагор был сторонником учения о перерождении душ после смерти. От утверждал, что помнит себя в прошлой жизни, начиная эпоху Троянской войны.

5.3.ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА.

Греческий философ Гераклит (VI-V вв. до н.э.) происходил из знатного царского рода. Ради занятий философией от отрёкся от престола и стал жить отшельником в горах, питаясь травами и злаками.

Весь мир, по Гераклиту, состоит из противоположностей, борьба между которыми порождает развитие бытия. Первоначало мира схоже с вечно подвижным огнём. Космос то сгорает в огромном огне, то заново возрождается из него.

Любой объект двойственен: полезен для одних и вреден для других, подобно тому, как морская вода благо для рыб и непригодна для питья людям. Противоположности дают возможность людям оценить друг, так болезнь показывает приятность здоровья. Противоположности являются непрерывным продолжением друг друга, так колебания температуры порождают попеременно холод и теплоту.

Мудрость состоит в том, чтобы знать, как устроен мир. Поэтому мудр один Бог, человек же лишь наделён рассудком.

Души добродетельных людей не исчезают после смерти, они продолжают жить, слившись с мировым огнём.

Высказывания Гераклита:

Из всего – одно, из одного – всё.

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Скрытая гармония лучше явной.

Мудрость в том, чтобы знать всё, как одно.

5.4. ЭМПЕДОКЛ.

Эмпедокл жил в Греции в V в. до н.э. Он утверждал, что все вещи состоят из четырёх основ – огня, воздуха, земли и воды. Эти стихии находятся в постоянном движении, они вечны и образуют то возникающие, то разъединяющиеся объекты. Физические признаки объекта зависят от ой пропорции, в которой смешаны в ней четыре первоэлемента. Количество первоэлементов изначально одно и то же. Ничто не может возникнуть из ничего, но только из первоэлементов.

Скорость изменения и движения первоэлементов можно подсчитать, даже скорость света, хотя и значительна, но является конечной величиной.

Источником движения первоэлементов является противодействие любви, которая приводит к единству и ненависти, которая разъединяет объекты. Попеременно то любовь, то ненависть одерживают верх в комическом поединке. При победе любви всё вещество собирается воедино, наподобие большого шара. При победе ненависти шар разлетается на отдельные части.

Ненависть приводит животных к борьбе за выживание, в этой борьбе выживают только те особи, устройство которых наиболее целесообразно.

5.5.АНАКСАГОР.

Анаксагор (V в. до н.э.) – основоположник афинской философии. Он утверждал, что всё состоит из бесконечно малых частиц гомеомерий (семена вещей). У каждого вещества, у каждого тела свои гомеомерии – свои у воды, свои у дерева, свои у камней. Число гомеомерий изначально одинаково, они никуда не исчезают, то образуя соединения, то распадаясь.

В начале гомеомерии находились в состоянии абсолютного покоя, движение им придал Высший Ум, этим первым движением, отделившим разнородное от однородного, было создано мироздание. Анаксагор отличался вольномыслием, так он всенародно учил, что Солнце не является богом, а представляет из себя огромныё раскалённый камень. За эти речи он подвергся преследованиям, и даже заступничество всемогущего друга Перикла не помогло философу. Анаксагора присудили к изгнанию. Мудрец заявил: «Не я потеря Афины, Афины потеряли меня».

5.6.ЭЛЕАТЫ.

Основателем философии элеатов был Парменид. Элеаты учили, что всё сущее едино, неделимо и неизменно. Они были сторонниками монизма – учения о невозможности разделить в бытии объекты друг от друга. Бытие не стареет и не меняется, пустота немыслима, так как она приводит к разделению объектов, но объекты едины через своё существование. Поскольку нет разделения и пустоты, то нет и движения. Движение объектов, воспринимаемое человеческими органами чувств – это иллюзия.

Философ-элеат Зенон опровергал возможность движения путём особых умозаключений – апорий. Самая знаменитая апория о невозможности движения – «Ахилл и черепаха».

Поскольку чувства обманчивы, то они формируют не истину, а мнения. Истину о бытии можно узнать лишь с помощью разума. Поскольку бытие едино, то Едино и Бодество, создавшее мироздание. Божество нельзя представлять в виде человека, поскольку это мнение, основанное на предпочтениях органов чувств.

5.7.СОФИСТЫ.

Основателем учения софистов был мудрец Протагор (V в. до н.э.), который утверждал, что о каждом объекте можно судить двояко и оба суждения будут правильными. Мера всех вещей человек, что для одного добро, для другого будет зло, поэтому добро и зло сами по себе неразличимы. Законы общества противоположны законам природы. Законы природы всегда неизменны и верны в различных условиях, законы общества различаются у многих народов и изменяются с течением времени. Поэтому истина – это то, что истинно для тебя. Софисты считали, что из всех искусств самое важное – искусство красноречия, поскольку оно помогает убедить других людей в истинности твоей точки зрения. За обучение своей философии софисты впервые в Греции стали брать плату.

Софисты учили создавать рассуждения, в которых незаметно скрывались логические неточности, позволяющие эффектно доказывать заведомо неправильные утверждения. Такие рассуждения стали называть софизмами. Вот примеры софизмов:

Кувшин наполнен наполовину. Пустая половина равна полной. Но если равны половины, равно и целое. Следовательно, пустое есть то же самое, что и полное.

Все критяне врут, сказал критянин. Следовательно, правда и ложь неотличимы.

Вор не желает украсть ничего плохого, но крадёт хорошее. Приобретение хорошего – доброе дело. Следовательно, воровство – доброе дело.

 

5.8.СОКРАТ.

Сократ – один из наиболее знаменитых античных философов (V-IVвв. до н.э.). Будучи сыном повивальной бабки, он свой философский метод называл майевтикой (искусством деторождения). Сократ говорил, что он схож со своей матерью – та помогала рождать детей, а он помогает рождать людям истинные идеи.

Главной целью философии Сократ считал истину. Истина ведёт человека к добродетели. По своей природе люди не желают зла, но не умея отличить хорошего от плохого, творят зло и сами же страдают от него. Поэтому зло – это незнание добра, а добродетель – это подлинное знание. Именно философия учит людей справедливости, поэтому философское знание самое нужное из всех знаний для каждого человека, независимо от его рода занятий.

Причина незнания – самоуверенность человека. Все люди только представляют, будто что-либо знают, на самом деле им ничего неизвестно, а их рассуждения похожи на лепет неразумных детей. Методом поиска истины Сократ считал беседу, с помощью иронии и наводящих вопросов он показывал собеседнику необоснованность уверенности в знании, казалось бы, самых простых объектов.

Сократ полагал, что его мысли не должны записываться, так как он не намерен никого учить, а только направляет людей к обучению, а кроме того, записи ослабляют память. Поэтому до нас не дошло ни одного сочинения Сократа, всё, что мы знаем о нём, записано его учениками Платоном и Ксенофонтом.

Беседы Сократа многими афинянами воспринимались как насмешка и издевательство. Сократа подвергли суду как оскорбителя общественной нравственности. В защитной речи Сократ сравнил себя с оводом, который жилит неповоротливое животное, чтобы оно не умерло от ожирения, и потребовал не осудить его, а наградить. За столь «наглые» речи суд приговорил Сократа к смертной казни. Знатные ученики Сократа подготовили его побег, но Сократ отказался покинуть тюрьму, поскольку побег означал признание своей вины и нарушение слов Сократа о том, что нужно чтить законы. Пусть закон в этом случае несправедлив, но лучше пострадать, чем нарушить его. Сократ умер, приняв согласно приговору яд, последними словами философа стала просьба принести жертву богу врачевания, поскольку смерть за истину есть окончательное выздоровление тела и души.

Сократ стал одним из немногих философов, которые выстраивали свою жизнь согласно своему учению, поэтому его ещё называли «воплотившейся философией».

Самая знаменитая фраза Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

5.9.ПЛАТОН.

Настоящее имя знаменитого ученика Сократа Платона – Аристокл, Платон – это прозвище, означающее «широкоплечий». Жил Платон в V-IVвв. до н.э.). Основа мироздания, согласно философии Платона – идеи (эйдосы). Эйдосы образуют бесконечно прекрасный идеальный мир. Несовершенные или греховные идеи «выпадают» из этого мира, не в силах удержаться в них. После своего падения эти идеи оказываются в нашем несовершенном вещественном мире, который является всего лишь жалким отпечатком мира идей. Этот вещественный мир создан завистливым духом – демиургом, который вознамерился подражать богам в их творении. Душа человека томиться в телесной оболочке, которая подобна темнице, по своей истинной родине – миру идей. Если человек будет вести себя согласно законам справедливости и добродетели, проявит стремление к постижению высших истин, то после смерти его душа возвратится в блаженный мир идей. Поскольку мир идей включает в себя все объекты, то человек, встречающий в телесном мире нечто похожее на высшую идею, припоминает её и отличает одно понятие от другого. Так понятие цветок включает различные вещественные объекты: розы, лилии, нарциссы. Каждый вещественный цветок не похож на другой, но благодаря припоминанию высшей идеи мы объединяем их в понятие «цветы».

Душа человека состоит из трёх элементов – разума, который стремиться к истине и сохранил воспоминания о мире идей, воли, направляющую душу к полезной деятельности и страсти, стремящиеся к удовлетворению низменных желаний.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ. Платон учил, что в идеальном государстве население должно быть разделено на три части. Самые способные и мудрые – философы должны заниматься управлением. Именно философы способны принимать справедливые законы и вершить беспристрастный суд. Менее способные в разумных решениях, но обладающие храбростью, сильной волей и благородными страстями должны становиться воинами и поддерживать порядок в государстве. Не отличающиеся мудростью и храбростью должны становиться земледельцами и ремесленниками. Их главная добродетель – умеренность в страстях и желаниях. Общая добродетель для философов, воинов и производителей благ – справедливость.

Лучшей государственной формой Платон считал аристократическую республику, где аристократами духа были философы. Худшие формы правления для Платона – тимократия (основана на военной силе, из-за стремления честолюбцев к военным завоеваниям и захвату богатств тимократии погибают), олигархия (власть богатых встречает сопротивление бедняков, это недовольство ослабляет государство), демократия (народ часто выбирает на высшие должности демагогов, льстящих толпе и заискивающих перед нею, чтобы добиться собственных корыстных целей), тирания (из-за слабости демократии сменяются тираниями, в которых народ лишён всяких прав и вынужден под страхом наказания всецело подчиняться правителю).

Худшие формы правления развращают людей, отучают их от добродетели и приводят к огромным жертвам и упадку общества.

5.10.КИНИКИ.

Основателем кинической философии был Антисфен (IV в. до н.э.). Кинической (буквально в переводе с греческого «собачьей») эта философия называется из-за образа жизни её основателей, многие из которых презирали условности и жили буквально как собаки (знаменитый киник Диоген жил в бочке). Основные принципы кинизма: следуй своей природе, умей постоять за себя, проявляй верность, храбрость и благодарность; стремись к постижению истины, не стесняйся сознаться в том, что чего-то не понимаешь или не знаешь. Постижение истины тяжкий труд, поэтому для большей сосредоточенности необходимо как можно больше сузить свои иные потребности. Чтобы не от кого не зависеть в поисках истины, киники отрекались от семьи и государства.

Мудрость должна быть не отвлечённой, цель познания истины – научиться приносить помощь людям и обществу в практической деятельности. Поэтому особое внимание следует уделять постижению добродетели, свободы и справедливости, изучению внутреннего мира человека.

Киники избегали отвлечённых рассуждении об общих понятиях, каждое понятие означает лишь то, что оно означает. Есть конкретные люди, но нет понятия «человек», есть конкретные дом, но нет понятия «дом».

5.11. СТОИКИ.

Основателем стоической философии был греческий философ Зенон Китийский (IV в. до н.э.).

Большое значение стоики уделяли логичности доказательств и аргументации своих учений.

Все люди едины и одинаковы перед лицом Божества. Нет никакой разницы между знатными и простыми людьми. Всякое нравственное действие обеспечивает самосохранение субъекта и всего человечества, всякое нарушение морали приводит общество к гибели.

Главная цель человека – жить в согласии с природой, не препятствовать естественному ходу событий.

Человек не может вызывать явления природы, и не может противостоять её законам, но он может сохранять внутреннюю свободу выбора в сложившихся ситуациях и достоинство при этом выборе.

5.12.ФИЛОСОФИЯ  АРИСТОТЕЛЯ.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ. Аристотель, уроженец город Стагира, отчего его также называли Стагиритом (IV век до н.э.)

Согласно философии Аристотеля, все объекты в бытии подчинены четырём причинам: то, из чего объект (материя), то, что есть объект (его форма), то, откуда объект (его причина), то, ради чего объект (его цель). Высшая цель всего – Благо.

Всё в природе чем-либо заполнено, пустоты в природе нет.

Бог есть причина всех причин, перводвигатель, который придал первый импульс всему движению бытия.

Причина движения живых тел – душа.

Элементы души человека: память, эмоции, ощущения, общее восприятие, обобщённые представления, знания.

Аристотель создал логику для достижения правильного познания. Формы правильного логического мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Главные законы логики: закон тождества (понятие в процессе рассуждения должно употребляться в одном и том же значении); закон противоречия (в процессе рассуждения субъект не должен противоречить сам себе); закон исключённого третьего (если А или не-А истинно, то третьего не дано).

ПОЛИТИКА АРИСТОТЕЛЯ. Аристотель полагал, что люди изначально были социальными существами, им присуще инстинктивное стремление жить в обществе. Из этой потребности возникает семья, где совместно проживают родители и дети. Хозяйственный обмен между семьями обусловил развитие общения между людьми и между целыми селениями, чтобы регулировать эти взаимоотношения, и было создано государство. Цель государства – обеспечение благополучия живущих в нём людей.

Общество в государстве делится на три части – зажиточные люди, средние и малоимущие. Между первыми и последними всегда идёт вражда, поэтому власть в государстве должна принадлежать среднему элементу.

Государство не должно быть слишком большим, поскольку им будет трудно управлять, и слишком маленьким, так как оно будет слабым в военном отношении.

Правильные формы управления государством – монархия, аристократия и полития. Лучшей формой правления является полития. Именно при политии средний слой населения получает власть и обеспечивает стабильное развитие государства.

Наихудшими формами правления Аристотель называл тиранию, олигархию и демократию. При демократии неимущие правит государством исходя лишь из своей пользы, что порождает столкновения между различными группами населения. За правящими лицами необходим надзор, чтобы они не приобретали слишком много власти. Именно Аристотель впервые стал формулировать учение о разделении властей.

5.13. АНТИЧНЫЕ АТОМИСТЫ.

Демокрит – древнегреческий философ (V-IV вв. до н.э.), полагал, что вещество состоит из материальных мельчайших частичек атомов, не возникающих и не исчезающих, комбинации атомов образуют все физические тела. В хаотичном движении атомы то сцепляются, то отталкиваются друг от друга. Атомы двигаются в бескрайней пустоте – космосе. В космосе существует неисчислимое множество различных миров. Все законы природы неотделимы от самой природы, боги также состоят из атомов и смертны.

В природе существует закон изономии – если что-то не противоречит природным законам, то это или уже существовало или существует, или будет существовать.

Человек должен во всём соблюдать меру, следовать своим способностям и развивать их в деятельности. Мудрец должен стремиться к обретению душевного покоя.

Греческий философ Эпикур (IV-III вв. до н.э.) основой познания считал ощущения, большая роль в постижении истины принадлежит интуиции. Душа, как и всё окружающее, состоит из легчайших атомов и распадается на них после смерти. Поэтому страх смерти не имеет смысла – когда человек умрёт, его уже не будет.

Боги пребывают в счастливом бытии и не интересуются жизнью людей.

Люди должны стремиться к удовольствиям, но не к чрезмерным, ибо чрезмерные удовольствия могут вызвать страдания.

Римский философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) в своей поэме «О природе вещей» писал о вихревом движении атомов, отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Мудрец должен обладать атараксией – безмятежностью души, с мужеством переносить бедствия и страдания, предаваясь разумным наслаждениям.

5.14.СЕНЕКА.

Римский философ Сенека (I в. до н.э. – I в. н.э.) был сторонником идей стоицизма, что не мешало ему стремиться к роскоши. Он был воспитателем известного своей жесткостью императора Нерона и был лишён жизни по приказу этого правителя. Цель философского учения Сенеки – направить людей к достижению нравственного идеала, для этого необходимо стремиться к добродетели и обуздывать страсти. Большую роль в самоконтроле человек играет совесть. Для человека недостаточно знать, что такое добро, гораздо выше стремление делать добро другим. Неучёный человек, делающий добро выше бездействующего мудреца.

Жизнью управляет воля Бога, поэтому необходимо смириться перед Ним. Мужество необходимо людям для принятия как хорошего, так и плохого в их жизни. Но и в горе необходимо сохранять спокойствие и принимать несчастья с благодарностью Богу, так как Он знает, чт о лучше для человека и направляет его бытие к благой цели.

Недопустимо гордиться своим богатством и достатком, так как оно дано Богом и Он может лишить этого человека. Поэтому и в рабах нужно видеть равных себе людей, презрение к нижестоящим в социальной иерархии – признак недобродетельной души.

Только позитивные духовные качества, полученное в ходе неустанной работы по совершенствованию своей души, принадлежат человеку.

5.15.РИМСКИЕ СТОИКИ. МАРК АВРЕЛИЙ, ЭМПЕДОКЛ.

Марк Аврелий (II в. н.э.) – римский император, автор философского трактата «Наедине с собой». Согласно трактовке Марка Аврелия, человек состоит из трёх частей – тела, души (пневме) и разума. Именно разум должен управлять человеком. Разум помогает подчинить страсти, достичь поставленной цели. Именно бесстрастие помогает достичь подлинного счастья, которое невозможно при неосознанном безудержном веселье или печали.

Эпиктет (I -II вв. н.э.) – греческий раб-вольноотпущенник, живший в Риме. Цель философии, согласно Эпиктету – научить человека различать, что в его силах и что неподвластно ему. Это позволит людям не расходовать напрасно сил и сбережёт от отчаяния при несбывшихся надеждах. Неподвластен человеку, согласно Эпиктету, материальный, вещественный мир. Суть вещей человеку не изменить, но он может менять свои мысли и жизненные устремления к лучшему, а это позволит достичь внутренней умиротворённости и счастья.

Существует только один Бог, поскольку Бог всемогущ, а множество богов уступают друг другу в могуществе. Вера в Бога, духовная связь с ним помогают человеку преодолевать жизненные трудности.

5.16.МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН

Знаменитый римский оратор, совмещал стоицизм со скептицизмом, считал возможным совмещение различных точек зрения на онтологические и гносеологические проблемы.

Для лучшего управление государством Цицерон считал необходимым достигнуть согласия всех честных людей. Народ не достояние государства, но государство есть достояние народа.

Цель государства – обеспечение защиты прав людей, что невозможно без признания их равенства перед законом.

Способность отличать добро от зла заложено в человеке от природы, каждый человек имеет право на справедливое отношение со стороны государства.

Естественное право на справедливость действительно как дл людей, так и для богов.

6.ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

1.Определила основные направления философского исследования бытия.

2.Определила критерии философского исследования бытия.

3.В античной философии впервые был поставлен вопрос о возможностях и целях познания бытия.

4.Создание методов философского исследования.

5.Вознакновение основных направлений в философии.

6.Начало формирования философской терминологии.

Переход на главную страницу «Обществознание»

ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ