Как создать исследовательский проект.

Главная ошибка при создании исследовательского проекта, которую допускают многие — выбор такой темы, которая представляется более лёгкая. Можно пойти и таким путём. Но что в этом случае ты откроешь нового для себя и для других? Конечно, тема должна быть посильной для автора проекта, однако она должна быть, прежде всего, ИНТЕРЕСНОЙ для него. С интереса начинается исследование, с интереса начинается и наука. Недаром Ньютон сравнивал себя с ребёнком, внимательно разглядывающего камни, которые выносят на берег морские волны. Жизнь даёт нам множество тем — выбирай ту, которая ближе тебе.

Когда тема выбрана — подумай о том, как КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ её. Иными словами: что ты будешь изучать в этой теме? Иногда ученики называют свои исследовательские проекты так: «Ледовое побоище» или «Управление Древним Новгородом». Сотни лет историки посвящают свои работы этому событию. Не спеши и подумай — что тебя больше интересует эта в этой теме? Оружие и доспехи? Воинская тактика и стратегия князей или рыцарей Немецкого ордена? Достоверность источников, повествующих об этом сражении? А может быть, ознакомившись с научно-популярной и, возможно, научной литературой, ты увлечёшься какой-нибудь другой, малоизвестной битвой, которая произошла во времена Ледового побоища? Уточняй тему исследовательского проекта, не торопись, обязательно посоветуйся со своим педагогом или научным консультантом. В итоге ты должен понять: что же в этой теме ты начнёшь исследовать. Это и будет ОБЪЕКТ твоего исследования.

Итак, тема примерно сформулирована. А дальше… Дальше разыскивай источники информации, читай работы исследователей. Чем больше информации ты соберёшь, тем лучше. При знакомстве с источниками и с исследованиями, ты явно найдёшь противоречия, различные трактовки событий и явлений. Это поможет тебе сформулировать ПРОБЛЕМУ исследования, то есть противоречие, которое должно быть разрешено. Проблемы могут быть разные. Например, один учёный пишет об этом событии так, а другой трактует это же событие совершенно иначе. Какая же точка зрения более обоснована? Или — почему это событие завершилось таким образом, а не иначе? Может быть, ты задумаешься о том, какие закономерности развития общества или природы обусловили определённое явление? Если ты осознал возникающую проблему, то сможешь сформулировать ЦЕЛЬ проекта: каков будет предполагаемый результат твоего исследования.

Когда ты определишь проблему, попытайся предположить, как она разрешается. Это предположение станет РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗОЙ. Проводя исследование, ты будешь доказывать её или опровергать на основе изучения конкретных фактов. Не стоит переживать по поводу того, что рабочая гипотеза окажется неправильной. Она как черновик, в который можно вносить исправления. Если твои первоначальные предположения окажутся неверными — ты можешь гордиться, ведь такое не раз случалось со многими величайшими учёными.

Как доказать гипотезу? Для этого существуют особые МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Они достаточно сложны и овладеть ими с первого раза вряд ли возможно. Но ты только в начале своего исследовательского пути. Как говорил мальчик-паж из старого фильма о Золушке — «Я не волшебник, я только учусь». Ошибки и трудности — спутники любого обучения. 

Рассказывать о всех методах научного обучения было бы слишком долго и утомительно. Поэтому упомяну только те, которые используют современные историки:

НАРРАТИВНЫЙ метод предполает такое описание исторического события или явления, при котором становятся понятными его причинно-следственные связи. Любое событие состоит из элементов, которые образуют систему, взаимосвязь. Нарративный метод выявляет эти взаимосвязи. В начале своей исследовательской деятельности лучше использовать именно нарративный метод.

Но есть и более сложные методы познания истории, ими также можно пользоваться при создании исследовательского проекта. ИСТОРИЧЕСКИЙ (или ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД) основан на изучении исторического процесса в целом. Действительно, каждое событие или явление вытекают из предыдущего и изменяют будущее общества. Но для использования исторического метода нужно обладать большой эрудицией и развитыми исследовательскими умениями и навыками.

Эрудиции требует и СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД, когда одно событие или исторический процесс сравнивается с другим: например, развитие тяжёлой промышленности России XIX века с развитием тяжёлой промышленности Англии этого же времени. Сравнительный метод позволяет лучше понимать особенности и сходства различных событий, явлений, процессов.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД используется для создания общих типов исторического развития, которые подходят для различных стран. Итогом использования типологического метода является учение английского историка А. Тойнби о различных цивилизациях или учение К.Маркса о социально-экономических формациях. Вас не отпугнул масштаб обобщений? Если нет — попробуйте воспользоваться типологическим методом. Естественно, и в  этом случае исследователь должен уметь владеть огромным количеством информации.

СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД направлен на выявление таких общественных связей, которые делают общество устойчивым. Действительно, почему во Вторую мировую войну многие развитые страны, например, Франция, не могли противостоять натиску фашистской Германии, а СССР выстоял в борьбе с фашизмом? Изучая основные общественные связи, можно дать ответ на этот вопрос.

СИСТЕМНЫЙ МЕТОД помогает определить главные элементы общества как системы (совокупности различных взаимосвязей), выяснить, как устроены эти взаимосвязи и как общество одного типа взаимодействует с обществами других типов.

Если вы набрались терпения и прочитали об этих методах исследования (хотя здесь названы далеко не все, которые сейчас применяют историки), то вы настоящие молодцы, а если вы ещё кое-что поняли в этих методах — то вам цены нет. Но всё же: используйте, обручаясь исследовательской деятельности, прежде всего, нарративный метод.

Проводя исследование, не забудьте о важных критериях научного познания: 1)Ваши выводы должны быть логичны, один вывод должен не противоречить другому; 2)Ваши выводы должны быть обоснованными. В научном исследовании нельзя что-либо додумывать, фантазировать. Все выводы должны подтверждаться источниками; 3)При написании научной работы необходимо правильно использовать научные термины и понятия; 4)Не выдавайте чужих мнений за собственные, обязательно делайте ссылки на источники и авторов.

Если вы обоснованно и логично доказали или опровергли гипотезу, ваш труд можно смело назвать ТЕОРИЕЙ. Конечно, она ещё не вполне научна, но элементы научности в ней уже точно есть. 

Завершая исследование, правильно оформите его выводы, следите, чтобы они соответствовали вашей теме, объекту и цели.

Вот основные требования, которым надо следовать, работая над исследовательским проектом.