Как работать с историческими источниками?

Вспомните, что исторический источник это то, откуда мы получаем знания о прошлом. Источники делятся на вещественные (материальные), письменные и  устные. Сейчас некоторые исследователи выделяют и другие виды источников, например, видеоисточники.

Как работать с материальными источниками?

Материальные источники самые достоверные. Действительно, вещь никогда не обманет вас. «Недостаток» вещественного источника – он молчит, извлечь из него информацию доступно лишь человеку. Один из первых этапов работы с любым источником – это установление его подлинности. Но это слишком сложное исследование, в которой даже опытные учёные иногда допускают ошибки. Многие этапы научного изучения источниками требуют больших знаний, которыми вы, возможно, будете в дальнейшем обладать. Сейчас ваши задачи гораздо скромнее, в основном вы будете пользоваться  достижениями других исследователей.  Какие же шаги нужно сделать, чтобы правильно изучить вещественный источник?

Шаг первый. Узнайте, к какому историческому периоду относится эта вещь, каким временем датируется её изготовление, при возможности – кто её изготовил. Найдите информацию о том, где и когда эта вещь была обнаружена.

Шаг второй. Узнайте, для чего это вещь предназначалась.

Шаг третий. Узнайте, в каком слое общества использовалась эта вещь, насколько она была там распространена.

Шаг четвёртый. Оцените мастерство создателя этого вещественного источника.

Шаг пятый. Сравните этот предмет с аналогичными вещественными источниками, определите его особенности.

 

Как работать с письменными источниками?

Перед вами летопись, берестяная грамота, заметка из журнала, запись в Интернете. Всё это письменные источники. Как же правильно работать с ними? Для этого необходимо помнить, что любой письменный источник достаточно субъективен. Его автор вольно или невольно излагает событие согласно своей точке зрения. Поэтому пользуясь только одним письменным источником, мы, скорее всего, составим неверные представления о прошлом.

Шаг первый. Внимательно прочитайте текст, определите его главное смысловое содержание. При чтении древних или средневековых, а также иностранных источников помните, что вы читаете не подлинный текст, а его перевод. Переводчик может ошибиться или неправильно истолковать значение слов. Есть возможность – сравните этот перевод с другими.

Шаг второй. При возможности узнайте, кто автор (или авторы) этого источника, какое положение в обществе он занимал, каких политических, экономических, религиозных, культурных взглядов придерживался.

Шаг третий. Подумайте, для чего был составлен этот текст.

Шаг четвёртый. Сравните описание события, изложенного автором, с другими источниками, посвящёнными этому событию (не только письменными, но и вещественными). Выявите сходства и различия содержания источника с другими источниками.

Шаг пятый. Попытайтесь выяснить, какими причинами могли быть обусловлены эти сходства и различия.

Шаг шестой. Сделайте вывод о степени объективности этого источника.

Эти этапы работы можно использовать и с видеоисточниками, ведь их авторы также проводят съёмки так, чтобы сформировать о событии определённое мнение.

 

Как работать с устными источниками?

Устные источники самые недостоверные, ведь сведения о событии, передаваемые из уст в уста на протяжении долгого времени могли совершенно измениться, как это бывает при игре в «Испорченный телефон». Поэтому устные источники зачастую используют как дополнительные.

Итак, первый шаг при работе с устными источниками: узнайте, когда записан этот источник, где произошла запись, кто был рассказчиком.

Шаг второй. Выясните, для чего создавался этот устный источник, кому обычно он рассказывался.

Шаг третий. Внимательно прочтите запись устного источника, определите главное смысловое содержание.

Шаг четвёртый. Сравните содержание источника с другими источниками, посвящёнными этому событию или этой эпохе, определите сходства и отличия в изложении фактов.

Шаг пятый. Определите степень достоверности этого устного источника.

Успешной работы с источниками!