Мистерии и миракли

Мистерии.

            На городских площадях или в соборах играли мистерии – представления о Страстях Христа или апостолов. Мистерии занимали очень длинный промежуток времени, действие в них могло длиться несколько часов, а то и несколько дней. Количество действующих лиц в некоторых мистериях приближалось к трём сотням человек. Поэтому подготовку к мистерии осуществляли загодя, за несколько месяцев до самого театрализованного действия.

            Постановка мистерии требовала очень больших денежных затрат, поэтому её осуществляли городские цеха – объединения ремесленников определённых профессий. Играть в мистерии могли как профессиональные лицедеи, так и любители. Перед представлением шли репетиции, на которых особое внимание уделялось точности выходов, правильному произнесению текста и выверенным жестам, исключавшим всякое неверное движение.

            При изображении чудес использовались особые театральные машины. Актёры переносились по воздуху на особых верёвках, поднимались из-под помоста или наоборот опускались под сцену. Для извлечения воды из сколы использовалась наполненная бочка, укрытая тканями наподобие скалы. Актёр, изображавший Моисея, ударом посоха вышибал затычку и перед изумлёнными зрителями из «камня» сочилась вода.

            Для постановки мистерии строили особый помост, зрители смотрели на действие с особого отдаления, чтобы все могли увидеть игру. На помосте возводились особые помещения в виде небольших дворцов или домов действующих персонажей, в которые уходили актёры на то время, пока они не участвовали в действии. Посреди помоста ставились две бочки, которые изображали и башни дворца и Голгофу.

            Мистерия обычно начиналась с пролога (приглашения к игре), в котором раскрывался благочестивый замысел постановки, хор воспевал подвиги Христа ли мученичество святого, которому посвящалась мистерия. Серьёзный характер сюжета не давал возможности для комизма в действии. Исполнители были серьёзны и сдержанны, их речи возвышенны. За прологом шла первая часть, в которой показывались благодеяния Христа – исцеления больных, воскресение Лазаря и другие. Действие отличала необыкновенная яркость и праздничность костюмов.

            Другая часть мистерии посвящалась пыткам Христа. Для большей внушительности каждая пытка повторялась трижды, палачи показывали устрашённым зрителям орудия своего страшного ремесла – плети, пилы, клещи. Жестокость сцены усиливалась показом страданий святого иди Христа. Созерцая пытки, зрители проникались состраданием к святому и отвращением к злу.

             Действие перемежалось речитативами главных персонажей, при этом они могли произноситься как на местном языке, так и на латыни. Танцы исполнялись обычно только отрицательными персонажами – танцевала Смерть в окружении покойников, танцевали нечистые духи, угрожая Христу.

            Обилие персонажей, зрелищность и напоминание о ценности добра делали мистерии незабываемыми событиями в жизни средневековых горожан.

 

Миракли.

             Миракль – представление о чудесах, сотворённых святыми. По сравнению с мистерией миракль имеет более короткое действие и меньшее количество исполнителей.

             В миракле «Чудо о Теофиле» обедневший правитель обвиняет своего нынешнего господина кардинала во всех своих бедах и готов ему отомстить за притеснения. Чтобы получить денег, он закладывает свою душу дьяволу и пишет расписку. С этой распиской Теофил приходит к мавру Саладину, который знается с чёртом и просит о свидании с нечистым духом. Саладин обещает помочь Теофилу и заклинанием вызывает дьявола. Дьявол в изображении автора миракля выглядит простоватым: он побаивается мага Саладина, который угрожает чёрту расправой.

К оглавлению