Карнавалы и фастнахтшпиль

Карнавалы.

Шутовская битва Великого Поста с Масленицей

Карнавалы появились из древних языческих праздников. Во многих средневековых городах карнавалы проходили перед Пепельной Средой – первой средой Великого Поста, в этот день церковь призывала воздерживаться от всякой пищи. Карнавал позволял повеселиться перед долгим воздержанием от всяких удовольствий. Само слово карнавал, возможно, происходит от латинского выражения «время, когда можно есть мясо».

             Главными героями карнавала были шуты. Отношение к шутам в средние века было двойственным – с одной стороны, шут являлся воплощением всякого греха, глупость признавалась пороком.  Другой стороны, шутов воспринимали как людей, способных под видом глупости говорить правду. Шутовство иногда воспринимали как способ обличения греховности мира. Поэтому шут мог стать и олицетворением глупости, которая посрамляет мнимую мудрость. Исполнение роли шута требовало от исполнителя умения общаться со зрителями, остроумия, наблюдательности, незаурядной физической подготовки.

              Костюм шута имел яркие особенности: обычно он сочетал два цвета – жёлтый и красный (одежду этих цветов носили горожане презираемых профессий). Иногда шуты надевали костюмы серого ослиного цвета и крепили к своей шапке ослиные уши. Осёл был символом не только глупости, но и смиренного служения – ведь именно сидя на осле Христос въехал в Иерусалим. Иногда к костюму шута пришивали лисий хвост – знак хитрости и бубенцы – знак болтливости. В руках шуты могли держать или жезлы со своими портретными изображениями или веники – знак и греха (баня считалась греховным местом), и очищения от скверны. Некоторые шуты держали зеркала, как бы предлагая зрителям взглянуть на себя со стороны. Главное занятие шутов было высмеивание горожан, при этом не полагалось обижаться на их слова. Высмеиваемых шуты могли потом одаривать сладостями. Единственная вольность, которая позволялась по отношению к шутам – это их «крещение» — горожане могли окунать шутов в городские фонтаны или водоёмы.

              Перед началом карнавала читали шутовские «указы», в которых перечислялись правила поведения во время карнавала. Выбирали и короля карнавала, которого украшали пряниками и торжественно проносили во время карнавальной процессии.

              Во время карнавала по городским улицам протаскивали «корабль дураков» — изображение большого морского судна с парусами. На этом корабле веселились шуты, изображающие различные грехи. В конце карнавала «дурацкий корабль» торжественно сжигали.

              Кроме «корабля дураков» карнавальное шествие украшали «адовы повозки» с символическими изображениями пороков человека, на этих повозках также выступали шуты. Изображение дракона на повозке обозначало зависть, василиска –роскоши. Иногда на повозку ставили огромное колесо, на котором вертелись шуты. Колесо показывало изменчивое счастье.

               Во время карнавала наиболее ловкие горожане исполняли сложные танцы, самым опасным считался танец с мечами. Во время танца нужно было размахивать мечами так, чтобы не поранить окружающих. Пляски с оружием – древняя языческая традиция заклинания духов. К своим ногам танцоры привязывали маленькие колокольчики, чтобы их звон отпугивал нечистую силу.

                Другие горожане участвовали в карнавале, надев маски, изготовленные из дерева или кожи. Маски изображали героев древних сказаний или демонов.

                Слишком явные языческие корни карнавала вызывали недовольство церкви, которая неоднократно требовала от городских властей запрещения карнавалов.

 

Фастнахтшпиль.

              На праздник масленицы в немецких городах разыгрывались короткие сценки из народной жизни. Они получили название фастнахтшпиль. Другое название весёлых пьес – шванки. Главными действующими лицами были простоватые крестьяне (они обычно носили смешные имена – например, Пузан или Вонючка), хитрые крестьянские жёны, жадные монахи и священники. Играть в фастнахтшпилях могли лишь мужчины, женские роли исполнялись юношами. Играть шванки могли где угодно. Иногда актёры входили в трактир и прямо в углу помещения начинали представление. Иногда представление давали на грубо сколоченном помосте, который назывался боровом. Декораций шванки не предусматривали. Зрители по ходу игры должны были понимать, где происходит действие. Большое значение в щванках имело умение актёров напрямую общаться со зрителями. Иногда актёры отвлекались от действия и начинали шуточные перебранки между собой и зрителями, а затем доигрывали спектакль.

               Фастнахтшпиль начинался с объявления шута-заводилы о представлении, иногда в объявлении рассказывалось о чём будет игра. Сюжеты фастнахтшпилей были грубоваты6 в одном шванке рассказывалось о том, как крестьяне спорят между собой о том, как лучше использовать кучу навоза.

               Завершался фастнахтшпиль танцами, лучшим плясунам вручали подарок – петуха.

               Фастнахтшпили, посвящённые повседневным заботам простого народа, осуждающе пороки властей и духовенства пользовались большой популярностью среди простонародья и собирали большое количество зрителей. Платой за представление служили мелкие монеты или еда, которая давалась в конце шванка.

К оглавлению