Особенности средневекового театра.

            Средние века долго представлялись многим образованным людям как время упадка культуры. Сейчас это представление о средневековом искусстве как о варварском, грубом, основанном на суевериях ослаблено исследованиями современных российских и зарубежных учёных. Красота готических соборов, яркие цвета средневековых витражей, выразительность книжных миниатюр, занимательность рыцарских романов вызывают восхищение современных любителей искусства. А ведь само название «готический» прежде имело подтекст «дикарский», поскольку было образовано от названия племён готов, предавших огню и мечу античный Рим. Всё большую популярность приобретает средневековая музыка.

            В этом отношении средневековому театру повезло меньше. До сих пор средневековый театр иногда характеризуют как примитивный, неразвитый, содержащй лишь некоторые черты настоящего театрального искусства.

            Действительно, представления средневекового театра непохожи на современные спектакли. Средневековье не знало режиссёров в нашем понимании, профессиональных драматургов, сценографов и многих других профессий, без которых невозможно существование современного театра. Однако и античный театр Греции и Рима также существенно отличался от современного, тем не менее, его никто не называет примитивным.

            Дело ещё и в том, что средневековый народный театр Европы во многом был связан с христианской религией. Это не значит, что все постановки имели ярко выраженный религиозный характер. Наоборот, некоторые представления откровенно пародировали христианские богослужения. Однако для правильного восприятия средневекового театра необходимо хорошо знать сюжеты, описанные в Библии и церковную службу. Иначе содержание постановок и особенности игры актёров останутся непонятными.

            Именно это и произошло со средневековым народным театром. Изменялись интересы общества, религия всё более с течением времени всё более отступала на второй план. Поэтому постановки о житиях святых и об их чудесах перестали пользоваться успехом. Казалось бы, на этом интерес к средневековому театру должен был окончательно угаснуть.

            Однако произошло обратное – когда возникала необходимость поиска новых форм и направлений театрального искусства, многие драматурги, режиссёры и актёры обращались именно к истории средневекового народного театра. Средневековый театр становился источником новых разнообразных идей, повлиявших на весь ход развития театра. Почему именно средневековый театр приобрёл эту особую роль?

            Дело в том, что средневековый народный театр очень тесно был связан с народной культурой и чутко реагировал на интересы и запросы широких слоёв населения. В средние века в театральном искусстве мода и реклама не определяли интересы зрителей. Чтобы обеспечить успех постановки, её автором было необходимо учитывать уровень развития зрителей. Постановщики средневековых представлений пользовались различными приёмами привлечения внимания. Если учесть то, ч то продолжительность некоторых средневековых представлений была чрезвычайно значительной (иногда они шли с перерывами по нескольку дней), то уровень мастерства исполнителей и авторов представлений должен был быть очень высоким.

            Удержать внимание зрителей, многие из которых были совершенно безграмотны и культурно необразованны, можно было через вовлечение их в саму игру. В средневековых представлениях зрители также активно участвовали в постановках, как и сами актёры, и не только сопереживая действию, но и напрямую участвуя в нём. Актёры вступали в диалоги со зрителями, предлагали им веселиться, плясать, или наоборот, выражать глубокую скорбь. Для этого актёры должны были уметь хорошо импровизировать и общаться на различные темы, быть остроумными и находчивыми.

             В некоторых средневековых постановках отсутствовала сцена или помост, актёры разыгрывали действие непосредственно перед зрителями, тут же выслушивая похвалы или насмешки над действием. Театр тогда не был делом знатоков, те люди из народа, которые имели желание и способности, могли принимать участие в постановке. Это привносило в игру много непосредственности и безыскусности.

             Поскольку звуковой аппаратуры не было, то для большей ясности действия актёры вовсю использовали жесты и мимику. Даже стоявшие в отдалении и плохо слышавшие речь актёров зрители могли догадаться о том, что происходит.

              Театр средневековья вобрал многое из тех зрелищ, которые были ближе всего к широким массам населения – прежде всего, от церковной службы и от народных праздников. Христианское богослужение имеет много общего с искусством театра. Верующие видят перед собой изображение основных событий Ветхого и Нового Завета. Торжественные возгласы священников, их величественные жесты: воздевание рук ввысь, поклоны, коленопреклонение, пение хора то тихое и печальное, то радостное и громко-ликующее воздействовали на присутствующих в Храме. Сами верующие не были сторонними зрителями, своим участием в молитвах они обеспечивали себе активную роль в богослужение. Эта активность перешла и в средневековый театр.

               Народные праздники, многие из которых возникли ещё в языческие времена, также требовали активного участия каждого человека, изображения различных божеств и духов.

               Всё это обеспечивало теснейшую связь средневекового театра с неисчерпаемой народной культурой, делало его многообразным по формам и проявлениям. Именно поэтому средневековый театр внимательно изучается как источник нового в искусстве.

К оглавлению