Отношение к актёрам в Средние века.

              Не смотря на то, что церковь использовала в своих интересах театральное искусство, отношение церковных властей к театру в целом было достаточно негативным. Объяснялось это, во многом, сохранением языческих традиций в театральном искусстве. Исполнители иногда непочтительно пародировали христианские молитвы, позволяли шутки по отношению к церковнослужителям, а тои и воспроизводили языческие обряды. Поэтому священникам запрещали впускать в свои дома и монастыри странствующих актёров. Шотландские законы требовали наказания палками тех людей, которые занимаются актёрским ремеслом, наряду с бродягами и беглыми рабами.

            Средневековый хронист одобряет поступок германского императора Генриха II, который не допустил на свою свадьбу странствующих актёров. Однако не смотря на многократные запрещения, многие священнослужители не воздерживались от общения с актёрами и даже участвовали в их представлениях, или присутствовали на них в качестве зрителей.

            Средневековые актёры должны были осваивать множество умений (и не только театральных, а и связанных с акробатикой, дрессурой животных, фокусами, игрой на музыкальных инструментах). В поучении к одному из актёров говорится : «Ты должен  играть на разных музыкальных инструментах, вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного лезвия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующей костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по верёвке, протянутой от одной башни к другой…»

           Актёров называли жонглёрами, йокуляторами или гистрионами. Они подразделялись на несколько видов: самые презираемые церковью надевали маски нечистых духов или языческих божеств и изображали нехристианские обряды или потешали зрителей непристойностями. Другие воспевали деяния святых или христианских правителей. К таким йокуляторам церковь относилась более снисходительно и разрешала им заниматься их ремеслом при условии, что эти актёры не умеют ничего иного.

            Большинство актёров было странниками, переходившими с места на место в поисках пропитания, жонглёры не имели постоянного пристанища и крова. Средневековые авторы описывают актёров как людей оборванных и босых, чьи лохмотья продуваются всеми ветрами. Когда какой-нибудь правитель объявлял о подготовке праздника, к нему толпами стекались жонглёры в поисках пропитания и поживы. Тогда жонглёры облачались в лучшие разноцветные одежды и весёлой гурьбой входили в замок или город, ведя с собой дрессированных собак, обезьян и медведей. Чтобы получить плату побольше, жонглёры подделывались под вкусы хозяев, всячески угождая и льстя им.

            Странствовать в одиночку было небезопасно, поэтому жонглёры объединялись в небольшие группы (для больших ватаг могло не найтись пропитание). Обычно группу жонглёров составляла семья. Муж был главным выступающим, а жена и дети помогали ему и подыгрывали на различных музыкальных инструментах. Выступать семьями было выгоднее из-за того, что все доходы поступали в общий кошелёк. В случае необходимости маленькие ватаги могли объединяться до сотни человек.

            Поскольку профессия актёра порицалась, а самих жонглёров называли «бесовыми рассказчиками», то жонглёрами становились лишь те, кто не смог устроиться в жизни – недоучившиеся студенты, безземельные крестьяне, клирики, лишённые приходов или лишённые наследства потомки обедневших знатных родов.

            Однако в средние века существовала и иная точка зрения на ремесло актёра, согласно ей, актёрство – тяжёлый труд, который будучи исполнен от чистого сердца, может быть угоден Богу. Во Франции возникло предание о жонглёре Богоматери, который не зная текстов молитв, всё же угодил Богородице, исполнив перед её изображением свои трюки. Когда уставший жонглёр упал перед изображением Мадонны, Дева Мария явилась перед ним в окружении сонма ангелов и вытерла тонким платком пот у актёра. Рассказывали и другое предание о добродетельном актёре, который играл на виоле перед золотой статуей Христа. Игра и усердие артиста оказались вознаграждёнными – с ноги статуи свалился золотой башмак – плата за выступление. Епископ выкупил у актёра этот башмак и золото было пущено, по просьбе жонглёра на пропитание беднякам.

            Но эта точка зрения была не слишком распространена в Европе и не могла повлиять на отношение к театральному ремеслу как к делу постыдному и недостойному христианина.

            Не смотря на общественное осуждение, выступления жонглёров всегда пользовались успехом, собирая толпы зрителей. Поэтому для своих выступлений жонглёры обычно выбирали самые людные места. Выступали без всяких помостов, лишь иногда подстилали под себя небольшие коврики. Каждый жонглёр стремился поразить зрителей своим мастерством, ведь от этого зависела его плата:

У тех театр марионеток;

Жонглёр ножами – быстр и меток;

Тот – пляшет с кубком,

Тот – скользит Змеёй,

Тот делает кульбит,

Тот – в обруч прыгает; кого,

Не знаешь, выше мастерство.

К оглавлению