Легендарная и подлинная история древнего Рюрикова Городища. Пособие по краеведению для учащихся 8-11 классов.

Великий Новгород – один из древнейших городов на Руси. Всякий помнит имена его героев – Александра Невского, Садко Сытиныча, Василия Буслаева. Сотни тысяч людей приезжают в Великий Новгород, чтобы увидеть бессмертные творения мастеров прошлого – Софийский собор, росписи Феофана Грека, блещущие многоцветием новгородские иконы, памятник Тысячелетия России.

              Гуляя по новгородским улицам, любуюсь святынями этого старинного, но вечно молодого города, многие гости спрашивают: а где же истоки истории Великого Новгорода, где древнейшие селения, откуда пошёл расти постоянно богатеющий на торговле купеческий град? Где жил легендарный варяжский князь Рюрик со своей дружиной и его знаменитые потомки, княжившие на Новгородчине – сын Игоря и Ольги Святослав, Владимир – Креститель Руси и Ярослав Мудрый?

            Долгое время считалось, что Рюрик жил в самом Новгороде, там же проживали и первые князья Рюриковичи. Местные любители истории даже называли здания, где шумели пиры лихих дружинников потомков Рюрика. Одним из таких мест, по мнению некоторых краеведов, была Воротная башня Гостиного двора на Ярославом дворище. Её называли древней гридницей – теремом для пиров воинов Ярослава Мудрого, недаром один из шатров этого здания венчает изображение булавы с огромными шипами. На самом деле Гостиный двор был выстроен Петром I для новгородских купцов почти через семь веков после правления Ярослава. Многолетние исследования археологов поставили под сомнение проживание Рюрика в историческом центре современного Великого Новгорода.

Новгородская гридница на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде

            Оказалось, что древнейшие археологические слои города относятся к 940-ым годам, что намного позднее упоминаемой в Повести временных лет даты начала правления Рюрика в Новгороде – 862 года (между прочим, в древнейшем из новгородских летописных сводов – Новгородской Первой летописи даётся ещё более ранняя дата прихода Рюрика на княжение в Новгородскую землю – 854 год).

            Однако рядом с Новгородом есть селение, история которого, возможно, связана напрямую с легендарным Рюриком и возникновением Новгорода (слово Великий стали добавлять к его названию только в XIV веке, чтобы подчеркнуть мощь и величие одного из древнейших городов Руси, а впоследствии начали именовать ещё более торжественно: Господин Государь Великий Новгород).

              Это место прежде называлось Городище, краеведы XIX века стали утверждать (и не без оснований), что именно здесь жил Рюрик со своими варягами. Так и появилось новое название поселения, известное теперь всякому новгородцу – Рюриково Городище. Встанешь на холм Городища и увидишь Юрьев монастырь, история которого насчитывает девять веков, с другой стороны, за Северсовым каналом – великолепная церковь Спаса Преображения, что на реке Нередица. Выстроена церковь в 1198 году и до наших дней считается одним из сокровищ русского искусства. А на самом Городище высятся остатки стен храма Благовещенья Богородицы XIV века, разрушенного во времена Великой Отечественной войны.

Современный вид на Рюриково Городище

        Память о славном прошлом этого селения жила в народных сказаниях. Не раз волны текущей рядом реки Волхов вымывали во время разливов свинцовые печати древних новгородских князей. В 1901 году, чтобы отыскать новые печати и иные древности, начал раскопки на Городище любитель новгородского края полковник М.И. Полянский. А в 1910 году на Городище заложил раскоп знаменитый русский художник и историк Николай Константинович Рерих. Мечталось ему отыскать на Городище многие княжеские терема, развалины древних храмов, виделись богатые находки княжьей утвари и украшений, оружие стародавних витязей, слава о которых гремела по всем европейским землям… Много дней шли работы на Городище, а не то что теремов и украшений – боевых топоров и тех не обнаружилось. Решил Н.К. Рерих, что смыты волнами Волхова те места, где прежде жили новгородские князья и покоятся теперь на речном дне остатки их дворцов. Но на всю жизнь запомнились Н.К. Рериху красоты окрестностей Рюрикова Городища – бескрайние озёрные и речные просторы в обрамлении равнин и лесов, узоры тяжёлых облаков на северном небе… На многих своих полотнах запечатлел эти места прославленный живописец.

   Николай Константинович Рерих

          В 1932 году провёл раскопки на Городище один из лучших советских археологов Артемий Владимирович Арциховский. Изучая найденные древности, он решил, что до  XII века на Городище не было крупных поселений. И лишь при старшем сыне Владимира Мономаха – князе Мстиславе Великом были выстроены на Городище княжьи терема, окружённые крепкими стенами.

Артемий Владимирович Арциховский

       Однако известный историк  Михаил Константинович Каргер не сомневался, что поселения на Городище возникли задолго до XII века. Позднее его вывод подтвердили исследования археолога Григория Павловича Гроздилова.

       С 1975 года начал изучение истории Городища тогда ещё молодой археолог из Санкт-Петерберга Евгений Николаевич Носов, именно ему и его сподвижникам удалось разгадать немало древних тайн Рюрикова Городища и открыть на его территории постройки середины IX века.

Евгений Николаевич Носов

       Среди находок, сделанных экспедициями под руководством Евгения Николаевича, есть и вещи варягов времён Рюрика. Удобный, хорошо защищённый реками Городищенский холм издавна привлекал к себе различных поселенцев. И знаменитый варяжский князь мог отсюда контролировать важную часть торгового Пути из варяг в греки.

       Согласно гипотезе, выдвинутой Евгением Николаевичем Носовым, именного Городище стало тем самым Новым Городом, откуда и берёт начало современный Новгород. С расширением числа жителей на Городищенском холме стало не хватать места и тогда возникли поселения ниже по течению Волхова, которые и стали основой древнейшей территории современного Новгорода.

       Однако почему многие исследователи не могли обнаружить на Рюриковом Городище следов построек IX века? Дело в том, что многие древности находятся на Городище не так уж и глубоко в земле. Часть древнейших археологических слоёв оказались перемешанными со слоями более поздних веков. Это произошло в результате прорытия через Городищенский холм Сиверсова канала. При императрице Екатерине Великой новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс приказал для облегчения прохода купеческих судов прокопать канал от Волхова до реки Мсты. Когда прорывали канал прямо через Городищенский холм, землю его перемешали, переворошили. Вот отчего не сразу на Городище отыскали остатки древних селений.

Старинный Сиверсов канал, от Волхова до реки Мсты

       Благодаря кропотливым трудам археологов мы ныне знаем, как жили наши предки на Городище. Прежде, в IX веке вершину Городищенского холма окружали высокие деревянные стены. У берега Волхова они были ставлены крепче и не даром: весной Волхов высоко поднимает половодье, при случае талая вода может быстро подмыть укрепления.

                    

Так могло выглядеть Городище                    Остатки древних укреплений Городища

одиннадцать веков назад

        Дома древних жителей Городища были рублены из сосновых брёвен, в каждом жилом доме был свой очаг (отсюда и название жилища – дом, то есть по старому дым, ведь очаг даёт много дыма). Надёжные двери богатых домов запирали на замки висячие, пружинные. Били и нутряные замки, их отпирали особым ключом, сдвигающим засов вбок.

        Даже хлебные печи, которым больше тысячи лет, обнаружили при раскопках археологи в низинах и во рву Городища. Растапливали печи так, чтобы жар от них так и шёл, а когда уголья прогорят, золу из печи  выгребали и пекли в печах пышные хлеба. Низ у тех тысячелетних печей каменный, сами печи глинобитные, укрепляли стены печей берёзовые или дубовые колья.

Остатки древних печей на Городище, обнаруженные археологами

         Найдены на Городище многие старинные товары, которые везли купцы по Пути из варяг в греки.

         Благодаря неустанному труду археологов мы многое знаем о верованиях жителей Городища, их торговле и иных занятиях.

         Но начать рассказ о Рюриковом Городище надлежит с начальных страниц его истории. Поведаем ныне сказания о тех местах, откуда пошла Русская земля, где, согласно древним преданиям, княжил первый русский князь Рюрик. Вспомним легенды, известия летописей, разыскания историков и археологов.

ЛЕГЕНДАРНАЯ  ИСТОРИЯ  ГОРОДИЩА

         Широко раскинулись берега Словенского моря – озера Ильмень. Словно у края земли сходятся между собой озёрные волны и хрустальный купол небес. Привольны эти места, изобильны рыбой, в окрестных лесах множество всякого зверья. Настоящее раздолье для удалых охотников и рыболовов. Потому едва растаял могучий ледник – прародитель Ильменя и иных бесчисленных озёр и рек Новгородчины, как пришли во времена нового каменного века к Ильменю первые поселенцы. Неясно, какого были они рода-племени, только всё больше и больше становищ возникало в этих местах.

Бескрайнее озеро Ильмень — Словенское море

           Уже в те незапамятные времена полюбился людям высокий холм у истоков реки Волхова. Удобен холм – если разольётся озеро да река, до вершины холма воду не подымет, не смоет селение. Враг подойдёт – издалека его видать, да и мудрено недругу сразу подобраться к холму – с одной стороны Волхов не пускает, а с юга, востока и севера иные реки – Жилотуг да Малый Волховец прохода не дают. Одним краем холм высок, а другим пологий. Не тяжко на вершину холма взойти, легко и к рекам спуститься.

            Сменялись столетия, появились у Ильменя финские племена, недалече селились балты, а как минуло более пятисот лет от Рождества Христова – пришли сюда славяне, прозванные ильменскими  словенами, отстроили на Городищенском холме своё селение. Возвели и укрепления – высокие частоколы, надёжно огородившие дома: отсюда и название Городище – от огораживания стенами. Может быть, называли это поселение и Новым Городом, Новгородом. От того поселения пошла история Господина Государя Великого Новгорода.

                            Соседи славян — балтские и финские племена     

             Были древние славяне умелыми земледельцами, в охоте и рыболовстве показывали сноровку. В торговле толк знали. Ведь торговля да ремесло большое подспорье в северных краях, немалый доход приносит. А купеческий путь по водам Волхова и Ильменя изобилен и богат. Ведёт он от варяжских шведских земель к греческому Царьграду, нынешнему Стамбулу. Везут заморские купцы по рекам Мсте, Явони, Поле, по Селигерскому торговому пути серебряные дирхемы – монеты из арабских земель. Целый поток серебра идёт мимо Городища! У славян и свои товары есть: меха многоценные, мёд да воск пчелиный.

Арабские серебряные монета дирхемы

            Где торговля богатая, туда и варяги придут. Без вражды пожаловали они на Городище. Выгоднее миром серебро получать, чем силы на вражду и разбой тратить. Смешались варяги с местными знатными родами, перенимали их язык и обычаи, нарекли Городище Хольмгардом – Городом-холмом.

         Легенды о первых князьях на берегах озера Ильмень.

           Сказывают, что жили в древние времена в Скифских землях два могучих брата Словен и Рус. Жили они дружно, друг другу не прекословя, состязаясь меж собою лишь в воинской доблести. Множились рода, подчинённые братьям и пошли между ними споры за угодья и пастбища. Тогда исполнились оба брата великой мудростью и повели своих людей к новым землям на север. Было то в лето от сотворения мира 3099-е.

Легендарные братья Словен и Рус

            Четырнадцать лет блуждали Словен и Рус по необозримым пустыням и лесам, не находя себе пристанища. Наконец, увидели они перед собой огромное озеро, прежде называемое местными жителями Моиск, ныне же озеро Ильмень. Повелели Словен и Рус волхвам-колдунам бросить жребий о том, где ставить им свои города. И было тут великое знамение: ниспал с неба большой огненный столп прямо на высокий холм, что был у озера. Слетели тогда с холма семь птиц и полетели вдоль озёрного берега. Изрекли волхвы: «По веленью богов, надлежит старшему брату Словену ставить здесь свой город, а младший Рус пусть идёт далее и ставит себе город в той стороне, куда птицы полетели». На том братья и порешили.

           Поставил Словен новый город рядом с озером Моиск у  места, где берёт начало Волхов, в те времена называемый Мутной рекой. Было основание города властителем Словеном в 1509 году до Рождества Христова. Нарекли город Словенском, в память о Словене, потом же выстроили ещё один город Великий Словенск, более первого. Великий Словенск и есть Новгород, а старый Словенск, как сказывают бывалые люди, наречён ныне Городищем.

          Брат Словена Рус со своими родами дошёл вдоль ильменского берега до большого солёного источника и поставил там свой город Русу. И жили потом оба брата и их рода в мире и процветании. Именем князя Словена – словенами назвались те, кто пришёл вместе с ним издалека к Ильменю.  

 

Исторические сведения о князе Словене.

            Легенды и предания о князе Словене и его брате Русе содержатся во многих русских летописях и хронографах (исторических повествованиях) XVII-XVIII веков. Наиболее полный рассказ о Словене и Русе включён в состав Новгородского хронографа 1680 года. Возможно, это описание событий прошлого было составлено образованными людьми из окружения новгородских митрополитов Иоакима (Савелова) и Корнилия, занимавшим митрополичью кафедру Новгородской епархии соответственно в 1673-1674 и 1674-1695 годах. Авторы Хронографа, излагая новгородские легенды, подражали в своём сочинении рассказам польских историков о первых славянских князьях, а также «Сказанию о князьях владимирских», созданному в XVI веке и историческому сочинению «Синопсис» Феодосия Сафоновича и Иннокентия Гизеля, изданному в Киеве в 1674 году. Этим можно объяснить определение авторами сказания места первоначального правления Словена и Руса в скифских землях. Многие европейские историки XVII века считали славян потомками скифов.

          Первые сохранившееся сведения о Словене относятся к эпохе Средневековья. Восточный историк ал-Масуди упоминает о правителе с таким именем в своей книге, написанной около 1126 года. В другом арабском сочинении – «Собрании историй» XII века, говорится о том, что между двумя правителями Славянином и Русом произошла ссора (правда из этого сочинения неясно, считали ли Славянина и Руса арабы братьями). Тогда Славянин бежал прочь и обосновался со своими людьми в другом месте, чтобы отомстить Русу. Возможно, что имя Словен-Славен образовано от имени общего легендарного прародителя славян — в древности был распространён обычай называть родовые союзы именем общего предка-тотема.

         Ильменские словене жили на Городище, но жил ли там сам Словен и он ли построил Городище – об этом не сохранилось заслуживающих доверия упоминаний в исторических источниках. Однако некоторые краеведы из Великого Новгорода и Старой Руссы убеждены в реальном существовании первого предводителя славян.

        О Словенске также сохранились краткие упоминания в арабских средневековых сочинениях: купцы и путешественники называли это место Слава или Силак. Слава, по свидетельствам арабов, очень приятный город, стоящий на вершине горы, его жители – самые высшие среди русов и заняты торговлей с Волжской Болгарией. 

         Многие исследователи связывают селение Славу с городищами ильменских словен. Возможно, так и называлось одно из многих укреплений этого союза племён. Но являлось ли новгородское Городище тем самым Словенском — на этот вопрос среди учёных нет единой точки зрения. Например, знаменитый русский историк В.Н. Татищев полагал, что Славенск (Славянск) – это Старая Ладога. Читатель сам может решить, какая точка зрения заслуживает признания.

 

Сказания о детях и родичах князя Словена.

            Была у князя Словена любимая младшая сестра именем Ильмерь, очи у неё были лазоревые, словно речные воды. Была она нравом весела и для каждой просьбы открыта, с гостями всегда ласкова, одаривала их богатыми подарками. Но легко в гнев впадала, удержа себе не зная. Боялись её враги, ибо владела оружием Ильмерь не хуже своего старшего брата. В память о деве Ильмере назвали озеро Моиск нынешним именем – Ильмень. Воды у озера цвета очей Ильмери – словно светлая сталь варяжского меча, и нрав тот же – иной раз спокойно озеро и ласково, щедро кормит всех своей рыбой, но как налетит ветер – вмиг подымает огромные волны, крушит в ярости купеческие и рыбацкие корабли, безжалостно топит людей.

              Старшего сына Словена не даром прозывали Волхвом, изведал он чародейские науки волхвов. Мог обернуться Волхв огромным зверем-коркодилом, зубья у того коркодила торчат острыми ножами, глаза блещут раскалёнными угольями. Преграждал коркодил купцам торговый путь по реке Мутной к Ильменю, требовал от них большой дани. Тех купцов, кто дань ему не платил – пожирал, а корабли их топил. Многие того чародея Волхва боялись и поклонялись ему. Для своих колдовских дел повелел Волхв отстроить себе малый городок напротив Городища, у того места, где потом ставлен был идол Перуна и которое нарекли Перынью.

Новгородские средневековые деревянные украшения в виде голов ящеров «коркодилов»

            Но не остаётся зло без воздаяния, настигла лютая погибель Волхва в реке Мутной. Говорили, что удавили его злые духи, прежде ему служившие. Всплыл погибший Коркодил из реки и прибило его к берегу. Схоронили язычники Волхва и насыпали над ним огромный курган. Но не захотела земля носить ту могилу, расступилась в стороны и провалился курган прямо в пекло. На том месте до сего дня видна глубокая яма. Если подойдёшь к ней в полночный час – увидишь, как блеснёт иной раз язык пламени в том месте, где сокрыты несметные сокровища Волхва. Назвали Мутную реку Волховом в память о Волхве.

          Жену Словена именовали Шелонь, родила она лютому Волхву младшего брата  Волховца, храброго ратника. Нравом Волховец был смирен, чародейства чурался, родичей почитал. Получили имена Шелони и Волховца две соседних реки: Шелонь-река в Ильмень впадает, а Волховец выходит из Волхова и опять впадает в него.

 

Исторические сведения о названиях озера Ильмень и рек, что текут  рядом с Городищем.

            На Руси были распространены легенды о том, как реки и озёра получали имена древних героев. Каково подлинное происхождение названия озера Ильмень – об этом у современных исследователей нет единого мнения. Многие учёные полагают, что название Ильмень (старые формы названия Илмень, Илмерь) образовано от финского Илмаярви, что значит «бурное озеро» или в другом переводе «озеро изменчивой погоды». Воды Ильменя грозны своей переменчивостью – даже при сравнительно слабом ветре высокие волны, смешанные с илом и озёрным песком, представляют немалую опасность. Недаром до сих пор в Ильмене гибнут рыбацкие суда – соймы, а суеверные рыбаки при входе из Волхова в Ильмень бросают в озеро дань духам воды – мелкую монету.

             Другое название озера Ильмень, упоминаемое в сказаниях о князе Словене – Моиск (Муиск) якобы заимствовано из скандинавских языков и может быть переведено как «болотистое».

            Радетели исконности славянских названий производят название озера Ильмень от слова ил, «заиленное озеро». В самом деле, воды Ильменя сильно заилены – слой ила иногда достигает 10 метров: ведь в Ильмень впадает более 50 рек, а вытекает только одна – Волхов. Стоит добавить, что название Ильмень не уникально, так именуют ещё несколько озёр России.

            Занимательны легенды о сыне Словена Коркодиле-Волхве. Кроме Новгородского хронографа 1680 года, предание о новгородском Коркодиле есть в рукописной книге «Цветник» 1665 года. Почитание огромных чудовищ  характерно для жителей Новгорода, многие язычники поклонялись ящерам и змеям как повелителям водной стихии. На раскопках в Великом Новгороде найдены изображения драконьих голов на рукоятях ковшей, деталях конструкций новгородских жилищ, а также многочисленные украшения в виде драконоподобных чудовищ.

            Некоторые исследователи всерьёз полагают, что сведения о водных ящерах имеют реальную историческую основу. В доказательство обычно приводят сведения Псковского летописца, помещённые под 1582 годом.  Этот источник содержит известие о выходе из Волхова лютых коркодилов, нападавших на местных жителей. Многие люди были в ужасе от этого нашествия и молили Бога об избавлении, одних коркодилов удалось убить, а другие скрылись прочь. Вероятно, это известие о коркодилах является позднейшей вставкой, внесённой переписчиком из другой летописи, где речь идёт не о Новгороде, а о южных странах, в которых водятся эти рептилии. Согласно другой версии, выдвинутой местными краеведами, крокодилы могли бежать от неких купцов, которые везли этот «царский» подарок Ивану Грозному.

             Упоминания о необыкновенных чудовищах, живших на севере Европы встречаются и в других источниках. Так немецкий посланник Сигизмунд Герберштейн упоминает о поклонении в Литве неким змееподобным ящерам-гивоитам чёрного цвета, с четырьмя короткими лапами. Так что новгородцы могут гордиться собственной Несси, правда не плезиозавром, а судя по необычайно крупным размерам – дейнозухом…

 

Предания о потомках князя Словена.

           Дружины князя Словена были знамениты ратными походами, потому многие говорят: стали именовать славян не от имени князя Словена, но от слова «слава», ибо много славных подвигов эти племена совершили. Доходили словенские ратники от морей северных до земли Египетской, от Иерусалима-города до Югорских гор – нынешнего Урала. Все окрестные правители боялись их и просили жить с ними в мире, не скупясь на огромные дары словенским вождям. Сам Александр, царь Македонии, устрашившись мощи славянских вождей, писал им льстивое послание, предлагая свою дружбу и покровительство. Хранилось потом это послание Александра в Словенске в священном тереме, рядом с идолом торгового бога Велеса.

           Особо страшились в разных землях словенских князей-воителей Вандала и Буривоя. От Вандала  родились три сына: Избор, построивший крепость Изборск, богатырь Владимир, при котором возвели Ростов Великий и Столпосвят-оборотень, превращавшийся в волка и в волчьем облике нападающий на врагов. Помогали Вандалу в воинских походах его братья Волхов, Волховец, Рудоток и Бастарн, которые стали повелителями далёких Фракии и Иллирии.

Буривой

           Буривой же собрал многие дружины и повёл войну с варягами. Варяги же рассудив, что могут или одолеть Буривоя, или погибнуть, соединили свои племена и храбро вступили в схватку с его войском. Много было пролито крови в ожесточённой сече у реки Кумени. Варяги сумели взять верх и Буривой с уцелевшими ратниками укрылся в городе Бярме, стоящем за бурными реками.

          У того Буривоя родился мудрый сын Гостомысл, ставшим  правителем Словенских земель.

 

Исторические свидетельства о потомках Словена.

          Сведения о потомках Словена сохранились, главным образом, в так называемой Иоакимовской летописи, пересказанной в XVIII веке знаменитым русским историком В.Н. Татищевым. Как показало исследование фрагментов её текста, летопись включает в себя легенды, записанные во второй половине XVII, а может быть, и в начале XVIII века. Некоторые историки полагают, что сама Иоакимовская летопись была выдумана В.Н. Татищевым, хотя вряд ли справедливо заподозрить прославленного историка в обмане.

Знаменитый российский историк Василий Никитич Татищев

          Большинство современных исследователей отрицают реальность сведений хронографов и летописей XVII-XVIII веков о потомках Словена. В то время очень часто использовали предания для того, чтобы возвеличить своих монархов, возводя их род к легендарным героям незапамятных времён. Ни в каких источниках, как Древнего мира, так и относящихся ко времени начала формирования Древнерусского государства, не обнаружены сведения о  славянских правителях Вандале и Буривое. Откуда же были взяты их имена? Имя Вандал, возможно, образовано от названия германских племён вандалов, совершавших опустошительные набеги на территорию Римской империи. Близко по звучанию к имени Вандал имя остготского вождя Вандалара, умершего в 459 году нашей эры, деда знаменитого короля остготов Теодориха Великого. Однако никаких сведений о пребывании Вандалара в Восточной Европе нет, и сходство имён Вандала и Вандалара может быть случайным. Имена братьев Вандала – Волхова и Волховца образованы от названий новгородских рек.

          Очевидно, что имя сына Вандала Изборска созвучно названию города Изборск, при этом в Хронографе 1679 года Изборск назван внуком Гостомысла, сыном князя Словена Младого.

          Имя Буривой, вероятно, образовано на основе сходства с князем чехов Бурживоем, от которого вела своё начало королевская династия Пшемысловичей. Также с именем отца Гостомысла сходны имена, принятые у полабских славян Мстивой и Борвин. Но все эти выводы являются лишь гипотезами, не имеющими убедительных доказательств.

 

Легенда о князе Гостомысле и призвании князя Рюрика.

          Гостомысл, сын Буривоя, когда правил Словенском, полюбился его жителям за свой великий ум и добрый нрав. Был он подобен царю Соломону и из многих земель приезжали дивиться его мудрости. Всякое его начинание завершалось успехом, в войне ли, в мире – всюду удача шла за ним.

          Лишь одна печаль омрачала его жизнь – попущением Божиим был лишён Гостомысл наследников. Старший его сын, именем Словен, ушёл вопреки отцовской воли в опасную Чудскую землю, где вскоре и умер. Другой сын – Избор был послушен отцу, но его ужалила змея и он, разболевшись, отошёл в иной мир. Третий сын Гостомысла погиб на охоте, растоптанный быком-туром. Четвёртый был убит на войне. Остались у него только три дочери, одну из которых – по имени Умила — Гостомысл любил больше других своих детей. Но по обычаям прежних времён нельзя было передавать власть женщине.

  

              Гостомысл и его дочь Умила

          Состарившись, Гостомысл велел собрать всех знаменитых гадателей, чтобы те заглянули в будущее и узнали, кто будет править после его кончины. Все гадатели отвечали князю «Не тужи княже, ибо народится у тебя наследник великий и могучий». Но Гостомысл не поверил этому, сказав гадателям: «Лукавы ваши слова и исполнены всякой неправды. Велики мои годы и не могу я больше иметь сыновей. Нет мне пользы от ваших прорицаний». С тем повелел изгнать всех чародеев-волхвов и гадателей прочь из Словенска, а тех, кто дерзнёт ослушаться – лишать жизни.

         Вскоре был ниспослан Гостомыслу вещий сон.  Приснилось ему, будто из чрева Умилы поднялось огромное дерево со многими ветвями, а те ветви оплели всю землю. Расцвели на древе необыкновенные цветы и произросли из тех цветов бесчисленные плоды. Люди от всех человеческих племён подошли к тому древу, срывали те плоды и вкушали их.

          Восстав ото сна, Гостомысл вновь призвал в Словенск гадателей и потребовал объяснить ему чудное сновидение. Те как один отвечали: «Говорили мы тебе о наследнике, а ты нам не верил. Сон твой подтверждил наше пророчество: родится у княжны Умилы сын, который примет от тебя власть во всех владениях Словенска и будет его правление благодетельным для многих народов».

         Гостомысл же сам был искусен в премудрости и сумел прежде волхвов разгадать свой сон. Позвал он волхвов только для того, чтобы проверить себя. Потому изрёк Гостомысл предсказателям: «Недорого стоят ваше гадание и мудрость, ибо и сам я думал о том, что вы мне сейчас сказали». После того вновь спровадил ведунов из Словенска.

          Затем собрал Гостомысл в Словенске большое вече со старейшинами ото всех окрестных родов. Пришли старейшины от словен, от руси, чуди, веси, мери, кривичей – всех долго перечислять. Обратился Гостомысл к старейшинам: «Дайте мне обещание, что признаете вашим князем старшего сына дочери моей Умилы. Вам от этого будет большая польза и укрепление могущества Словенску». И все старейшины с превеликой радостью согласились с волей Гостомысла, ибо и им была любезна Умила.

         Так, по сказанию, получил княжение в Словенске, ещё до своего рождения, внук Гостомысла по имени Рюрик, от которого ведут свой род русские князья. Гостомысл же вскоре умер и схоронили его близ Новгорода на Волотовом поле, рядом с идолом Велеса.

 

Исторические сведения о Гостомысле.

           Новгородская Первая летопись называет Гостомысла первым посадником Новгорода, однако не определяет, в какой год началось его посадничество. Сведения о Гостомысле есть и в Новгородской Четвёртой летописи, однако эти сведения относятся к XV веку.

           В других источниках Гостомысл упомянут в Московском летописном своде 1479 года и в Польской истории Яна Длугоша. Есть версия, что имя Гостомысл не словенское, а западнославянское, заимствованное у ободритов – союза западных славян, живших у реки Лабе (Эльбе) в Померании и на Дунае. Посол германского императора Сигизмунд Герберштейн, посетивший Русь в 1517 и 1526 годах, упоминает о Гостомысле в связи с призванием варяжских князей и добавляет, что Гостомысл был весьма благоразумен и пользовался уважением новгородцев.

           Известие о погребении Гостомысла на Волотовом поле приводит в своих описаниях древностей новгородский архимандрит Макарий. По его сведениям, на Волотовом  поле есть большой холм, который местные жители называют могилой Гостомысла. Этот холм якобы был насыпан новгородцами пригоршнями из-за любви к этому правителю. Рядом находится ещё одна древняя могила древних богатырей – волотов, отчего поле и получило своё название Волотово.

          Неожиданное упоминание имени Гостомысл есть в хрониках франков – франкских анналах под 844 годом. В них рассказывается, что император Людовик Немецкий победил правителя западных славян-ободритов Гостомысла. Некоторые исследователи усматривают в этом правителе знаменитого новгородского Гостомысла, утверждая, что тот был правителем не только Северной Руси, но балтийских славянских земель.

 

Сказания о призвании варягов и о правлении князя Рюрика.

            В «Повести временных лет» записано так: прежде владели варяги Новгородской землёй и брали с местных жителей малую дань – по белке с дома. Но были недовольны люди варяжским правлением, изгнали варягов прочь за море. Однако недолго был мир на Новгородской земле. Не стало правды между племенами, пошёл сын на отца, а брат на брата, род на род. Встала вражда лютая, неуёмная и не видно было ей предела. Тогда собрались на совет местные племена и решили направить послов за море, к варягам, поискать там себе князя.

         Сказали послы в Варяжских владениях: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». Избрались три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске. Через два года умерли Синеус с Трувором, начал Рюрик княжить во всей Русской земле. Было то, как говорилось выше, по сказанию Несторовой летописи «Повести временных лет» в 862 год от Рождества Христова или же по прежнему летоисчислению в лето 6370 от Сотворения мира.

Художник В.М. Васнецов. Призвание варягов

            Потому через тысячу лет от начала правления первого русского князя Рюрика, в 1862 году от Рождества, в Великом Новгороде был открыт памятник Тысячелетия Российской государственности, более известный как Памятник Тысячелетия России.

Изображение Рюрика на Памятнике Тысячелетия России в Великом Новгороде

           Свидетельствует Новгородская Первая летопись, что от варягов Рюрика нареклась Русская земля, и новгородцы ведут свой род от варягов-руси. И верно, в Шведской земле местные люди русью себя называли, а финны до наших дней называют шведов роуси.

            Говорят предания, что не все новгородцы подчинились Рюрику, многим не по нраву была его власть. Поднялось восстание против варягов, а предводителем его был знатный витязь Вадим. Только не пришла к Вадиму и его людям победа. Не сумели они одолеть варягов. Кто в живых остался, тот бежал прочь из этих мест к городу Киеву.

           Повелел Рюрик называть себя «великим князем», отправил в иные города Руси князей из словен да варягов, чтобы суд вершили от его имени. И было у Рюрика много жён, но больше других возлюбил он дочь правителя Норвежского, наречённую Ефандой. От этой Ефанды народился сын Рюрика – князь Игорь.

Исторические известия о Рюрике.

            О происхождении Рюрика и его братьев создано множество гипотез, сторонники которых яростно спорят между собой. В конце XV – начале XVI веков в связи с усилением единодержавной власти московских князей возникла легенда о родстве Рюрика с римским императором Октавианом Августом. Якобы у Августа был брат по имени Прус, который получил в правление Прусскую землю, от него и происходит род Рюрика. Легенда о происхождении Рюрика из семьи повелителей Рима укрепляла авторитет московских великих князей, соответствовала появившемуся учению о том, что Москва является Третьим Римом. Например, Иван Грозный был искренне убеждён в своём родстве с римскими императорами и не раз упоминал об этом. Однако большинство европейских историков и политиков недоверчиво относились к известиям о римском происхождении Рюрика.

              Знаменитый русский историк XVIII века В.Н.Татищев считал Рюрика правителем финских племён. Это утверждение он подкрепляет следующими доказательствами: среди финнов часто встречаются люди с русыми волосами, как и у древних руссов, а у финского города Турку есть Русская гора, на которой, по преданиям местных жителей, прежде жили русские. Не смотря на недостаточную обоснованность, предположение В.Н. Татищева и сейчас имеет своих сторонников.

            По другой версии, Рюрик происходил из западных славян, часть которых называли вагры (это название по сходству звучания часть историков отождествляла с варягами). Главным городом вагров был Стариград (на месте нынешнего Ольденбурга). Возникла гипотеза о том, что Стариград и есть тот самый Старый город, по отношению к которому Новгород был городом Новым. Также о западнославянском происхождении Рюрика могло свидетельствовать сходство этого княжеского имени со славянским городом Рериком у Балтийского моря. По мнению известного историка и драматурга XIX века С.А. Гедеонова, имя князя и название города происходят от западнославянского слова рарог, означающего сокола. Соколами – реригами называли себя славяне ободриты. Изображение летящего сокола С.А. Гедеонов усматривал и в знаках князей Рюриковичей – двузубцах или трезубцах.

            Особое значение версия о происхождении Рюрика из западнославянских земель приобрела в XVIII веке. Дело в том, что на этих землях расположилось немецкое герцогство Мекленбург, правитель которого Карл Леопольд взял в жёны племянницу Петра I Екатерину Ивановну. От этого брака родилась Анна Леопольдовна, будущая мать русского императора Ивана Антоновича. Известия о том, что родиной Рюрика являются владения мекленбургских герцогов, подтверждали исконность династических связей правителей России и Мекленбурга.

            В настоящее время большинство профессиональных историков отрицают гипотезу о западнославянском происхождении Рюрика. Тем не менее, современная наука подтвердила тесные связи Новгородской земли с западными славянами. Так славяне кривичи, проживающие рядом с ильменскими славянами, имели западнославянское происхождение. Древний новгородский диалект испытал сильное влияние западнославянских наречий.

             В начале XIX века получает распространение версия прихода Рюрика и его братьев из Рустрингии – небольшой области в Ольденбургском герцогстве, расположенного на северо-западе современной Германии. Особо популярной эта гипотеза стала после свадьбы сестры российского императора Александра I — Екатерины Павловны и сына ольденбургского  герцога.  Основанием для подобных утверждений было сходство названий Рустрингии и Руси.

            Часть историков полагала, что Рюрик – это хёвдинг (норманнский вождь) Ютландии, части современной Дании. Действительно, средневековые источники неоднократно  упоминают знатного викинга Рорика, жившего в Ютландии в IX веке. Этот Рорик отличался незаурядной военной предприимчивостью и умением использовать слабости противников. Рорик неоднократно пытался завладеть датским престолом, грабил фризских купцов (германцы фризы проживали не только в Германии, но и в Нидерландах) и немецкие поселения на Рейне. За воинственный и неуживчивый нрав Рорика называли «желчью христианства». Даты описаний военных предприятий Рорика Ютландского (с 850 по 873 годы), упомянутые в анналах, примерно совпадают с упоминанием о Рюрике в «Повести временных лет» (862 годом – началом его правления в Новгородской земле и датой смерти – 879 годом). Однако никаких конкретных доказательств того, что Рорик Ютландский и есть первый русский князь Рюрик до сих пор не обнаружено.

             Свидетельством скандинавского происхождения Рюрика являются имена его братьев – Синеуса и Трувора. Одно время была распространена гипотеза, что эти имена являются неправильно понятыми летописцем древними шведскими словами «свой род»  — sine hus и «верная дружина» — thru varing. Таким образом, получалось, что в древнерусские летописи известия о призвании Рюрика попали из скандинавских преданий, которые не были хорошо переведены на древнерусский язык. Однако учёным удалось выявить наличие у скандинавских народов Раннего Средневековья имён, схожих по звучанию с именами братьев Рюрика.

             Таким образом, и сейчас невозможно достоверно утверждать, откуда пришли на Русь Рюрик и его легендарные братья. Возможно, дальнейшие исследования историков и археологов помогут ответить на этот вопрос. Кстати, в последнее время возникают споры – а где происходило княжение Рюрика? Патриоты города Старая Ладога (слово «Старая» было прибавлено к названию Ладога только в XVIII веке) опираясь на сведения, имеющиеся в так называемой Иоакимовской летописи В.Н. Татищева, утверждают, что Рюрик первоначально княжил в Ладоге, а лишь затем отправился в Новгородскую землю. Чтобы показать былое значение Ладоги, там даже открыли памятник Рюрику и Олегу, гордо называв свой посёлок Волховского муниципального района Ленинградской области «первой столицей Руси» и изобразив на своём гербе летящего сокола (видимо, славянская версия происхождения имени Рюрика ближе пылким сердцам ладожан). А ведь Великий Новгород мог бы оспорить право первенства изобретения бренда «первая столица Руси», который использовался ещё в 2009 году, во время празднования очередного юбилея города… Справедливость требует признать, что в IX веке Ладога действительно была крупным торговым центром северных земель Руси, в котором проживало как славянское, так и норманнское население. Так что легендарный Рюрик вполне мог княжить и в Ладоге.

            Однако все летописи, древние тексты которых сохранились до нашего времени указывают, что Рюрик княжил в Новгороде (сама Ладога, как и вся современная Ленинградская область и множество других регионов Северо-Запада России и других её частей вплоть до Уральских гор – это гигантская Новгородская земля). Так что, где бы не правил Рюрик, он всё равно князь Новгородской земли!

            На этом окончим рассказ о преданиях, связанных с историей Городища и перейдём к тому, что открыли историки и археологи. Их выводы подтверждены находками из многочисленных раскопов на территории Рюрикова Городища и ссылками на достоверные письменные источники.

 

ГОРОДИЩЕ, ОТКРЫТОЕ  АРХЕОЛОГАМИ

Торговля и ремесло на Городище.

            Далеко идёт торговый Путь из варяг в греки. Много купцов прибывает в Городище из разных земель, от тёплых южных морей до морей северных. Можно было здесь встретить и скандинавских купцов, что назывались хольмгардсфери (так как ходили они по морю до Хольмгарда-Новгорода), и купцов из Царьграда (нынешнего Стамбула), и из многих иных земель. Важно шествовали мимо заморских гостей новгородские  купцы в богато изукрашенных одеждах, в собольих да куньих шапках.

  

                  Скандинавские торговцы и новгородский купец

        Не обойтись купцам без серебра и злата, поэтому много раз находили на Городище клады. Многочисленны находки арабских дирхемов, иногда расплачивались целой монетой, при менее дорогих покупках дирхем могли разрубить на части. Отыскали на Городище археологи и монеты персидские – драхмы серебряные.

         Найдены и царьградские серебряные монеты. Красивы они, оттого на Городище иногда украшали себя такими монетами девицы да жёны. Чтобы не ошибиться, полноценно ли в монетах количество серебра– надо их на весах взвешивать. Есть среди находок медные царьградские монеты фоллисы, часто брали их на память воины и купцы.

Царьградский медный фоллис

            Чем торговали на Городище – об этом тоже хорошо известно благодаря археологическим исследованиям. Найдены на Городище привезённые из Волжской Болгарии хрустальные и сердоликовые бусы. Из пермских земель и Поволжья привозили литые украшения и кресала для высечения огня. Скандинавские купцы привозили красивые фибулы-заколки для плащей, гребни из рога, солнечный камень янтарь. Любителям яств тоже было раздольно на Городище. В раскопах найдена скорлупа грецких орехов и миндаля.  

            Процветали на Городище различные ремёсла. Мастера литейщики создавали великолепные украшения из бронзы. На раскопках найдены не только их изделия, но и формы для отливки, льячки для зачерпывания расплавленного металла. Требования к качеству литья были очень высокими, археологи отыскали несколько выброшенных бракованных изделий, которые имели лишь незначительные изъяны, но уже не годились для продажи. Жили на Городище и ювелиры, об их деятельности свидетельствуют такие находки, как тонкая золотая проволока и небольшие листочки золота для украшения изделий.

Украшения из стекла, найденные на Рюриковом Городище

            Косторезы из рогов да костей гребни резали, кожевенники обувь кроили, кузнецы на Городище были на все руки мастера: хочешь ключ для хитроумных замков изготовят, хочешь – ножи выкуют. А ножи те особые, трёхслойные. Такой нож и затачивать не надо. Посреди ножа тонкая стальная пластина, по краям её наварены железные пластиночки. Стираются пластиночки крайние, когда режешь ножом, а в середине сталь всегда острая. Не нужно такой нож точить, всегда к работе готов.

            Гончары прежде когда посуду лепили, то спирали глиняные свивали или кольца глиняные друг на друга ставили, а пазы замазывали. С Х века от Рождества на Городище освоили гончарный круг. Плотники дома ладят, лодки да кораблики творят. Крепят ладьи по обычаю варяжскому, заклёпками не деревянными – железными.

            Женщины занимались ткачеством и прядением. Наденет девица-рукодельница на веретёнце пряслице – колечко из камня шифера или глины, повернёт веретёнце умеючи, и само оно наматывает льняную нить.

          Было у каждого на Городище своё дело, что приносит доход и пользу, оттого и богатело оно, манило новых  жителей.

 

Верования жителей Городища.

            Много торговых и ратных людей на Городище, всякому нужна удача в его делах. Потому всякий поклонялся  древним богам и духам своего рода-племени. При раскопках на Городище учёные обнаружили остатки больших хлебных печей. Полагают, что прежде у тех печей словене творили языческие обряды в честь Огня Сварожича, кормили огонь хлебом, поили молоком. Жертвы те приносились неспроста, а по поверьям, идущим от предков. Даёт огонь очищение от злых замыслов, помогает земле рождать её плоды.

Реконструкция печи с Рюрикова Городища

            Варяги молились своим богам. Нашли археологи на Городище небольшую подвеску с изображением бога Одина. Насылает Один лютые бури, любит кровавые сечи, но также бережёт путников на опасных дорогах. Рядом с Одином изображены на подвеске два ворона – Хугин да Мунин, что значит Думающий и Помнящий. Облетят они за единое мгновенье всю нашу землю и донесут Одину обо всём, что видели.

            Другие святыни варяжские, обнаруженные археологами на Городище – молоточки Тора. Многие варяги носили такие обереги, называли молот Тора – Мьёлльнир, что значит Молния. Рыжебородый бог Тор – повелитель грозы, ударит он тяжким молотом о тучу, загремит небо так, что вся нечисть прячется в пещеры и норы. Ковали Мьёлльнир искусные карлики: рукоять у молота короткая, а тяжесть неимоверная. Только Тор и его сын Магни могут владеть этим оружием. Если Тор бросит Мьёлльнир вперёд, то молот вновь вернётся к нему.

           Но не только убивать может Мьёлльнир, прикосновение к нему оживляет мёртвых, исцеляет недуги. Хранят молоточки Тора от всякого лиха, в бою даруют победу. Поскольку Тор ещё и бог кузнецов, изготавливающий с помощью Мьёлльнира чудесные вещи из железа, то и железо викинги наделяли магическими свойствами. Носили викинги как обереги железные кольца, на Городище также найдены молоточки Тора, надетые на кольцо.

Скандинавские находки на Городище: 1-валькирия, 2-молоточек Тора, 3-голова дракона (или змеи Йормундгад), 4-изображение Одина, 5-молоточек Тора на кольце, 6-изображение божества

            Отыскали археологи на Городище и другое варяжское украшение – небольшое литое изображение служанки Одина валькирии.Живут валькирии в царстве Одина, в заоблачной Вальгалле, поднимают туда души храбрецов, павших  битвах. Будут души ратников сражаться в призрачных боях, даже имена валькирий призывают к дружинным подвигам – Хильд-Битва, Рота-Сеющая смятение, Скульд-долг. Между поединками, на дружинных пирах, прислуживают валькирии воинам, разносят им пенный мёд, дарующий новую отвагу. Вот и валькирия с Городища  держит рог с мёдом из Вальгаллы.

            Найдены археологами иные талисманы. Из них особый интерес вызывают две маленькие бронзовые подвески с руническими надписями. Согласно древним скандинавским сказаниям, руны создал бог войны Один, когда изведал тайну смерти. Викинги не только писали рунами, ими предсказывали судьбу. Оттого чтение рун очень сложно, каждая руна может менять смысл в различных сочетаниях. Поэтому однозначно прочитать слова на подвесках достаточно  проблематично. Вероятно, на одной подвеске написано, что носящему её будет защита в дальнем пути, на бескрайнем море. Другая руническая надпись содержит пожелание не лишиться своей силы. Одна из надписей, скорее всего, скопирована с подлинных рун. Возможно, эта подвеска была выполнена мастером с Городища.

Рунические подвески, найденные на Рюриковом Городище

 

            Ещё один любопытный оберег, который нашли на Городище – моржовый клык с магическим рисунком. На клыке изображены сплетённые между собою три стопы и три треугольника. Три стопы являются трискелионом, в особую силу которого верили ещё древние греки и галлы Британии. Трискелион почитался как знак, открывающий новые пути, сулящий богатство и процветание. Три треугольника – знак валькнут, символ троичности силы норманнских богов и сплетения трёх миров – богов, людей и подземных духов. Норманны часто носили обереги валькнуты.

            На Городище нашли много амулетов, которые были распространены у жителей Древнего Новгорода: это бронзовые коньки и уточки, бубенчики, которые своим звоном отпугивали лихо, а также медвежьи клыки и отлитые из бронзы звериные когти и зубы.

            Как показывают исследования, и после принятия христианства вера в силу языческих оберегов сохранялась, на Новгородской земле, как и во всей Руси, существовало двоеверие. Христианские святыни представлены многими уникальными находками. Одна из них – бусы из камня сердолика. На одной из бусин была вырезана птица, скорее всего, это изображение голубя, несущего в клюве масличную ветвь к Ноеву ковчегу. Также на Городище найдено множество различных нательных крестов, один из которых вырезан из янтаря. Очень красив большой крест энколпион, в таких крестах хранились частички мощей святых или иные христианские реликвии.

 

Городище княжеское.

          Росло Городище, ширилось. Возвели люди новые высокие деревянные стены, опоясали вершину холма глубоким рвом.  Когда перерос Новгород древнее Городище, оно не запустело. Продолжали там жить новгородские князья, там они суд вершили и свои дружины держали. Возможно, именно от Городища пошёл на захват Киева Вещий Олег, может быть, жили на нём сын Рюрика Игорь и победитель хазар Святослав, Владимир, креститель Руси и Ярослав Мудрый. Помнят эти места и скандинавских конунгов, набегов которых боялась вся Европа: Олафа, который затем принёс христианство на Норвежскую землю и Гарольда Сурового, дракары которого нападали на врагов от границ Византии до Британии.

           Как уже говорилось, остатков княжеских построек не сохранились, однако на Городище обнаружили большое количество княжеских печатей. Дело в том, что князья хранили на Городище важные грамоты, там находился их архив. Найдены на Городище печати сына Владимира Мономаха Мстислава, который нанёс сокрушительный удар половецким ханам, Александра Невского и других известных правителей Руси.

Печати с Рюрикова Городища

            При князе Мстиславе Великом на Городище началось грандиозное строительство: он повелел поставить там новый княжий двор. Для этого пришлось закопать старый городищенский ров (его остатки исследованы археологами). Новгородские мастера возвели высокие деревянные терема с узорчатыми оконцами, со вставленными в них зелёными стёклами. Осколки этих стёкол были обнаружены во время раскопок. Рядом с теремами, в амбарах и в особых погребах и закромах хранились обильные припасы. Археологи нашли осколки греческих глиняных амфор для оливкового масла и заморских вин. Рядом с Городищем впоследствии были поставлены княжеские конюшни.

             Именно Мстислав повелел новгородским зодчим создать на Городище первую известную там церковь — Благовещенья Богородицы. Летописи сообщают, что это было в 1103 году. Возможно, храм был возведён новгородским зодчим Петром, который потом выстроил неподалёку от Городища Георгиевский собор древнего Юрьева монастыря. Церковь находилась неподалёку от княжеского дворца. При раскопках были обнаружены остатки большой печи для обжига извести, используемой при строительных работах. Храм выстроили из камня и особого кирпича плинфы, это была вторая каменная церковь Древнего Новгорода после Софийского собора. Собор был богато расписан (фрагменты росписей XII века уцелели в земле), пол храма покрывала узорчатая плитка.

Фрагменты древних росписей из церкви Благовещенья на Городище

            По заказу Мстислава для нового храма было изготовлено великолепное рукописное Евангелие на пергаменных листах. Все буквицы были выведены переписчиками тонкими тростинками особым письмом – уставом. Евангелие украшали миниатюры с изображениями четырёх евангелистов. На странице Евангелия сохранились имена мастеров, создавших этот шедевр – писца Алексы и автора миниатюр золотописца Жадена. В Царьграде для этого Евангелия изготовили роскошный золотой оклад, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Впоследствии этот оклад был утрачен и при Иване Грозном его изготовили заново, на этот раз из позолоченного серебра, украшенного витыми серебряными нитями – сканью и византийскими миниатюрами из эмали. Иван Грозный приказал увезти Мстиславово Евангелие в Москву, ныне оно хранится в московском Государственном Историческом музее.

    

               Драгоценный оклад Мстиславова Евангелия и его миниатюры

            При исследовании храма Благовещения археологи открыли множество настенных надписей (историки называют их граффити). В основном граффити делались ниже росписей и содержали записи молитв, сообщения о различных событиях, деловые записи. Здесь, на Городище, была найдена самая длинная в России надпись на глаголице, альтернативной кириллице славянской азбуке. Написана она была в XII веке вскоре после окончания строительства храма. Вероятно, её автор был весьма эрудирован и грамотен, если использовал малоизвестную глаголицу.

Граффити (настенные надписи) из церкви Благовещенья на Городище

                Храм Благовещения на Городище ожидала непростая судьба. При его строительстве было выбрано не лучшее место – засыпанный ров, поэтому фундамент церкви вскоре начал давать сильную осадку. В XIV веке храм настолько обветшал, что мог обрушиться. При старшем сыне Ивана Калиты Симеоне Гордом храм разобрали и затем в 1342 – 1343 годах возвели новый. В его строительстве принимал активное участие новгородский архиепископ Василий Калика. Большой урон церкви нанесли шведы, захватившие Новгород в 1611 году. В XVIII-XIX веках храм снова перестраивают, в ходы советской власти в нём совершали богослужения до 1930 года. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен огнём фашисткой артиллерии. Ныне развалины одного из древнейших храмов России законсервированы.

Руины церкви Благовещения на Городище

                   При Мстиславе значение Городища как княжеской резиденции, чрезвычайно возросло. Сидя на Городище, Мстислав контролировал торговые путь по Волхову, укреплял свой влияние в Северной Европе. Сам князь по своему отцу Владимиру Мономаху, сыну цареградской принцессы, приходился близким родственником византийским императорам. По своей матери, вероятно, принцессе Гите Уэссекской, Мстислав был внуком последнего англосаксонского короля Гарольда Годвинсона, убитого в 1066 году в битве с норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Может быть, Гита мечтала о том, как её старший сын свергнет власть норманнских герцогов и займёт дедовский престол. Недаром одно из имён Мстислава – Гарольд, в память о знаменитом повелителе Англии.

             Первой женой Мстислава стала шведская принцесса Кристина, дочка шведского короля Инге I Старшего. Возможно, она как и её отец, была очень богобоязненной, что и объясняет активное церковное строительство при Мстиславе Великом в Новгороде и на Городище. Новгородцы почитали княгиню, ведь во многом благодаря ей обеспечивалась безопасность торговли от набегов шведов. Есть версия, что после смерти Христины её стали почитать как святую. Браки детей Мстислава также укрепили его власть.

              Его старшая дочь Ингеборг вышла замуж за датского государя Кнуда, от неё родился знаменитый датский король Вольдемар I  Великий , названный так в память о своём прадеде Владимире Мономахе. Именно Вольдемар разрушил знаменитое святилище западных славян на острове Рюген. После смерти Вольдемара Великого многие датские короли считали для себя честью носить это имя.

             Другая дочь Мстислава Мальфрида стала женой государя норвежского Сигурда Крестоносца, а потом правителя датского Эйрика. Третья дочь Ирина вышла замуж за цесаревича из Царьграда – Андроника Комнина. Младшая дочь Ефросинья,  жена короля Гезы, стала королевой Венгрии. Сын Мстислава Святополк-Иван взял в жёны княгиню моравскую Евфимию.

              Вершил Мстислав с Городища судьбы европейских земель. Даже став киевским князем, часто жил Мстислав на Городище. Когда умерла королевна Христина, взял Мстислав в жёны дочь новгородского посадника  Завида-Дмитрия боярыню Любаву Дмитриевну. Дочь от неё Ефросиния также стала женой правителя Венгрии. Другие сыновья же Мстислава княжили во многих городах вплоть до Киева.

           Шумели на Городище княжьи пиры, немало обретено археологами в земле Городищенской осколков посуды дорогой, стеклянной. Многие забавы припасены князьям и их людям. Нашли археологи на Городище череп заморского зверя пифика, ныне называют таких зверей североафриканскими макаками. Скакала макака, князей забавляла. Иноземные потешники обучали пификов многим забавам – и на задних лапах ходить, и мечом малым владеть, и верхом ездить.

Macaca sylvanus Morocco 1.jpg

Североафриканская макака. Одна из таких макак жила на Городище около девяти веков назад

           Только нет князьям после Мстислава Великого воли на Новгородской земле. Нужны они новгородским боярам для почёта, да для силы ратной. Если же какой князь будет много власти брать – укажут князю на вече путь прочь с Городища и с Новгородской земли! Так и сына Мстислава Великого, князя Всеволода-Гавриила изгнали из Новгорода и с Городища. Стали жить князья на городищенском холме по особому: вроде, как вокруг свои владения, а поразмыслишь – нет, чужое всё!

            Множество князей с разных городов за долгие века перебывали на Городище. Жили тут и московские князья: Иван Калита, сын его Симеон Гордый, внук Калиты Дмитрий Иванович, прозванный Донским. Когда же задумал князь московский Иван Великий присоединить к Москве Новгородскую землю, то не раз становился с ратью своей на Городище, оттуда устрашая вольное новгородское боярство. Чтобы иметь ближний путь к Городищу, повелел Иван Великий ставить мост от Городища через Волхов к Юрьеву монастырю.

            Внук Ивана Великого, первый русский царь Иван Грозный, тоже на Городище не раз останавливался. Отсюда давал царь приказы вершить расправу над теми боярами и купцами, которых заподозрил в изменах.

                    В Смутное время порушили наёмные воины шведского воеводы Якоба Делагарди весь княжий двор на Городище, перед этим разграбив его, и пришло Городище в великое запустение. Поросли травой остатки княжьих хором и встало на холме новое село, однако называли село по прежнему – Городище. Да только не забывал народ о том, что место это не простое, для всей Руси особое. Сложили новгородцы предания о том, как жил на этом холме государь Рюрик со своими людьми, а до Рюрика  первый местный князь Словен. Те предания записали в новые летописи, а в XIX веке от Рождества Христова учёные люди дали новое название селению на холме –  Рюриково Городище.

 

Камень, установленный на Рюриковом Городище в память о начале княжения Рюрика на Руси

Переход на главную страницу «Сказания о Великом Новгороде»

ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ