СКАЗАНИЯ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

Новгородский кремль
1
Софийский собор, построен в 1045-1050 годах.
2
Монастырь Святой Софии - резиденция новгородских архиепископов.
3
Грановитая (Владычная) палата. Возведена немецкими мастерами в 1433 году.
4
Никитский корпус XVII века - ныне здесь расположены реставрационные мастерские.
5
Сад и огород новгородских архиепископов.
6
Новая часозвоня, выстроена в 1673 году.
7
Звонница Софийского собора, Построена в XV веке.
8
9
Здание Присутственных мест XVIII-XIX века. Ныне в этом здании музей истории Великого Новгорода и выставка новгородской иконописи.
10
Церковь Андрея Старитилата XVII века. Это часть рухнувшей церкви Бориса и Глеба XII века, поставленной новгородским купцом Садко Сытинычем.
11
Церковь Покрова Богородицы, поставлена на месте храма 1305 года.
12
Воеводский двор XVII века.
13
Златоустовская башня XV века.
14
Покровская башня.
15
Дозорная башня (башня Кокуй).
16
Княжая башня.
17
Спасская башня.
18
Дворцовая башня.
19
Место рухнувшей Борисоглебской башни.
20
Александровская арка на месте рухнувшей Пречистенской башни.
21
Владимирская башня.
22
Фёдоровская башня.
23
Митрополичья башня.
24
Арка на месте разобранной Воскресенской башни.

       ЗНАЧЕНИЕ   ИЗУЧЕНИЯ  ИСТОРИИ  ВЕЛИКОГО  НОВГОРОДА  И  НОВГОРОДСКОГО  КРАЯ

Для всякого русского человека почётно проживать в таком городе, как Великий Новгород. Здесь, на этой древней земле, вместе с Киевом зарождалась наша государственность. Здесь княжил Рюрик, отсюда начинали своё вхождение во власть Олег и Игорь, Владимир Креститель Руси и Ярослав Мудрый. Здесь находится самый древний храм современной России — Софийский собор, отсюда распространялись идеи вечевой свободы и просветительства.

Для воспитания гражданина России в изучении прошлого Новгорода, по моему мнению, особенно важны несколько аспектов:

Во-первых, это уникальная способность новгородцев сохранять свою культуру, активно заимствуя лучшие достижения других культур. Сами новгородцы этнически включали в себя различные народности: восточно- и западнославянские, финские, балтские, скандинавские. Оживлённая торговля приводила в Новгород людей различных менталитетов, новгородцы активно осваивали пути в различные регионы известного в  те времена в Европе цивилизованного мира. Скандинавские, византийские, восточнонемецкие, франкские и иные культурные традиции причудливо сочетались на новгородской земле, обретая на ней совершенно новое, уникальное значение.

Народности, проживавшие на Новгородских землях

Своим необычайным культурным расцветом (стоит пройтись по залам иконописи Третьяковской галереи, Русского музея и иным крупным собраниям древнерусского искусства — значительная их часть создана на Новгородской земле) новгородцы зачастую были обязаны своим умением использовать достижения других народов. Из Талмуда заимствовались истории о царе Соломоне, испытывающем свою мудрость в беседах с различными созданиями неба и земли, из европейских средневековых романов об Александре Македонском — сказания о его путешествии на небо с помощью огромных грифонов. Из Скандинавии в новгородское искусство перешли причудливые плетёные узоры, из богатейшего живописного наследия Феофана Грека — величественные блики света и монументальная мощь. В ювелирном  деле можно увидеть продолжение традиций Византии и Лиможа. А как необычайно продуманно новгородцы заимствовали архитектурные достижения Византии и Западной Европы. Всё это вместе создаёт совершенно уникальную, жизнелюбивую картину мироощущения, неотделимую от истории Новгородчины.

Педагогу очень важно на основе изучения искусства Новгорода периода его расцвета показать обучающимся необходимость сохранения способности нашей культуры творчески преобразовывать чужие достижения. Эта способность новгородской культуры соединялась с необычной для Средневековья толерантностью: так, в Великом Новгороде, одном из главнейших центров православия Руси, допускалось свободное исповедание другой веры: в городе было сразу две большие католических церкви для немецких купцов.

Второй аспект новгородской истории, на который в процессе обучения необходимо обратить особое внимание — это сочетание древних демократических традиций с идеей сильной государственной власти. Демократия давала новгородцу очень важную для торгового города возможность защитить свои права на  самореализацию способностей, на защиту от произвола олигархической знати, создавала прочную основу для охраны собственности. Не случайно, именно новгородцам даются первые известные русские законы, новгородские летописи неоднократно упоминают о важности «ходить по правде» — жить в соответствии с законом. Новгородская демократия в русской культурной традиции представлялась идеалом политической свободы.

С другой стороны, новгородцы укрепляли свою государственную власть, поскольку богатства Новгорода привлекали внимание сильных соседей. Мощная государственная власть была необходима для обороны границ, эта защита была не только в интересах Великого Новгорода, но и всей Руси. Многочисленные подвиги героизма новгородцев различных эпох показывают обучающимся примеры служения Отчизны — победы на Неве и Чудском озере, сражения у стен Раковора и Ландскроны, взятие ушкуйниками столицы Орды Сарай-Бату, отражение крестового похода на Русь короля Швеции Магнуса — это далеко не полный перечень военной славы Новгородчины. Недаром Великий Новгород историки назвали «северным щитом Руси». Эти традиции понимания необходимости всеобщего объединения для борьбы с врагами сохранились и после присоединения Новгородской земли к Москве: новгородские ратники вместе с князем М.В. Скопиным-Шуйским нанесли поражение у стен Москвы войскам Лжедмитрия II, противостояли шведской агрессии на Русь, подвиги новгородцев составляют многие славные страницы Северной войны, Отечественной войны 1812 года, русско-турецких войн и Первой мировой войны. Именно на Новгородчине у реки Малый Волховец был впервые окончательно остановлен враг в 1941 году, здесь были организованы одни из первых успешных контрнаступлений в ходе Великой Отечественной войны, Новгородский партизанский край оттягивал силы фашистов, рвущихся к Ленинграду, здесь покрыла себя неувядаемой славой не сдавшаяся врагу Вторая ударная армия, преданная своим командующим Власовым. Подвигом самоотверженного народного служения Отчизне является послевоенное возрождение уничтоженного гитлеровцами Новгорода.

Прошлое Великого Новгорода привлекало внимание русских деятелей различных убеждений — западников и  славянофилов, либералов, социалистов, консерваторов — все они находили в прошлом Новгородской истории близкие для себя темы. Поэтому в русской культурной традиции Великий Новгород выступает как объединяющая, соборная сущность идей приоритета государственных интересов и идей демократизации политической сферы. Недаром один из символов нашего города — Памятник Тысячелетия России причудливо сочетает в своём облике вечевой колокол и шапку Мономаха.

Третий немаловажный аспект изучения прошлого Новгорода — уважение новгородцев к знанию и к образованию. Недаром главным новгородским храмом с 989 года становится София — Премудрость Господня. Премудрый царь Соломон — один из любимейших библейских героев новгородцев, даже герой новгородских были Василий Буслаев, славящийся своим буйным и необузданным нравом, отличается своим прилежанием к обучению. Широкая образованность населения Новгорода, характерная как для мужчин, так и для женщин, подтверждённая текстами берестяных грамот, приводила к успеху в ремесле и торговых делах, обеспечила представительство в новгородской средневековой культуре мнений различных слоёв общества.

Открытости, признанию приоритета образованности и культуры, демократизму и следованию гражданскому долгу — всему этому можно научиться на примере новгородской истории. 

СТРУКТУРА  ИЗУЧЕНИЯ  ИСТОРИИ  НОВГОРОДЧИНЫ

       Изучение Новгородской истории начинается ещё в начальной школе и в 5 классе. На классных часах, факультативных занятиях курса «Новгородика», во время посещения музеев, различных культурных мероприятий обучающиеся получают основы знаний о великой истории своего родного края: о значении народовластия в его управлении, о развитии торговли и ремесла, о выдающихся достижениях культуры. Методические материалы, созданные мною для учащихся этого возраста, обычно сочетают простоту изложения с игровым типом изложения, заданиями на развитие логического мышления, воображения, внимания. Также способом овладения начальными знаниями по новгородской истории является создание творческих проектов, посвящённых прошлому и настоящему Новгорода, постановка мини-спектаклей по мотивам новгородских былин и сказаний, участие обучающихся в фольклорных праздниках и фестивалях, посвящённых знаменательным историческим датам . Примером методического материала этого этапа является презентация «Путешествие по древнему Новгороду».

Большое значение на этом этапе имеет иллюстративный материал. Выполняя иллюстрации к своему пособию «Изображения прошлого Новгородской земли», я старался соблюсти критерии научности изображений с возможностью дать учащимся возможность раскрашивать иллюстрации (о необходимости этого критерия смотри в «Особенностях выполнения учебного изображения в процессе преподавания истории»).

Изображения прошлого Новгородской земли. Пособие для учащихся 5 классов по курсу «Новгородика». (В качестве примера приведены некоторые иллюстрации и листы с текстом и заданиями этого пособия).

На втором этапе изучения истории Новгородской земли в 6-7-х классах особое значение приобретает изучение отдельных этапов исторического процесса, конкретных памятников прошлого, работа с различными типами источников, деятельности отдельных исторических личностей. Приоритетными в изучении являются памятники новгородской культуры и истории, вошедшие в культурное наследие ЮНЕСКО (согласно перечню объектов ЮНЕСКО в Великом Новгороде), а также проект историко-культурного стандарта (смотри презентацию «Знаменитые люди Новгородчины IX-XV века»). Практически любая тема истории Новгорода великолепно интегрируется в содержание курса «История», дополнением служат факультативный курс «Новгородика», посещение многочисленных экспозиций новгородских музеев и местных археологических раскопов. Обучающиеся на этом этапе создают свои планы изучения отдельных объектов, которые им наиболее интересны. Новой формой творческих проектов на этом этапе становятся разработка планов экскурсий, посвящённых памятникам новгородской истории, составление проектов музейных экспозиций и так далее. Также обучающиеся могут сами создавать различные типы заданий как к разработкам педагога, так и к своим собственным учебным проектам. Примерами методических пособий этого этапа являются презентации о святынях Новгородского Софийского собора и о Новгородском Кремле — Детинце, моя разработка «Легендарная и подлинная история Рюрикова Городища».

На третьем этапе изучения прошлого Великого Новгорода в 8-11 классах преимущественное значение получает самостоятельная работа обучающихся. Обучающиеся овладевают навыками исследовательской деятельности, создавая работы, посвящённые различным этапам истории Новгородской земли (смотри раздел «Творческие дела ученические»).

Некоторые обучающиеся создают свои пособия, например, фильмы (в качестве примера приведён фильм учениц 11и 8 классов Петровых Марии и Татьяны о боевых действиях на территории Новгородского края в годы Великой Отечественной войны.

Также на этом этапе обучающиеся создают полноценные экскурсионные проекты, посвящённые объектам Великого Новгорода и Новгородской области. Главными критериями оценки этих проектов является их научность, оригинальность, практическая применимость, освещение малоизученных аспектов Новгородской истории (смотри презентацию «Элементы содержания творческого туристического проекта»),а также одну из коллективных творческих работ учащихся, созданных в 2018 году — туристический проект «Парк Девонского периода», посвящённый Ильменскому глинту.

 

ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ