Спасибо, Москва! Ожидай нас, Петербург!

Вот и подходит к концу московский семинар Всероссийского конкурса «Учитель России 2018». За несколько дней я нашёл среди конкурсантов настоящих единомышленников. Третий день программы семинара был, как обычно, очень насыщенным. Занятия начались в 10 часов после завтрака с лекции о конкурсном испытании «Мастер-класс», которую провёл абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» Михаил Ильич Случ, великолепный педагог-математик, ныне директор одной из московских школ. Он посоветовал конкурсантам обратить внимание на регламент своего выступления, сгруппировать задания по принципу «от простого-к сложному», обратиться к достижениям науки, но при этом не усложнять своего языка. Поводом для высокой оценки мастер-класса может стать изложение определённых закономерностей. Свой мастер-класс Михаила Ильича начал с элементарных заданий, которые мы с грехом пополам, но выполнили (к своему стыду я на третий день семинарских занятий стал путаться в таблице умножения)… А вот затем мы поняли, что по математике у Михаила Ильича гуманитарии были бы в числе отстающих. Дальше мастер-класс пошёл непонятно, но интересно. Зато математики чувствовали себя на коне.

Затем свою лекцию нам прочёл руководитель московского «Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» Виктор Александрович Фертман. Его занятие было посвящено другому конкурсному испытанию — «Образовательный проект». Финалисты конкурса разделяются на три команды по пять человек и создают свои образовательные проекты. за ними ведётся наблюдение членами жюри. Главное в этом испытании — показать умение работать в команде, не тянуть на себя одеяло (особенно, если ты лидер) и не прятаться за спины своих коллег. Приветствуется инициативность, доброжелательная и открытая коммуникация, взаимопомощь. Затем модель необходимо презентовать жюри. При презентации модели необходимо продемонстрировать её целесообразность, работоспособность, возможности применения на практике, реальность воплощения.

Далее перед нами выступил профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного университета Николай Михайлович Борытко. Главными критериями классного часа он считает позитивную направленность отношений к ребёнку, открытость общения педагога и детей, эмпатию, не переходящую в излишнюю сентиментальность (тут досталось бедному Песталоцци с его сентенцией «рука к руке, слеза к слезе» (хотя высказывание великого педагога было достаточно вольно искажено уважаемым профессором). Интересными были его мысли об организации групповой работы на классном часе, о культуре речи педагога, обращённой к ребёнку. Любопытно интерпретирован был дидактический метод мозаики (джингсо) для обсуждения воспитательных проблем, а также методы сторителлинга. И тут я почувствовал (именно на сторителлинге), что мои силы не беспредельны. Но лекция продолжалась намного позже установленного времени. Видимо, это было для меня наказанием свыше за то, что я, увлекаясь, иногда задерживаю гимназистов в классе после окончания урока. Воистину лекционный метод не беспределен в своём использовании.

Этическим отношениям конкурсантов и жюри посвятила своё выступление секретарь-заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Станиславовна Елигина. Внимательное отношение к внешнему виду, который должен сочетать статусность конкурсанта и его индивидуальный стиль, соединение при выступлениях самоконтроля и высокого эмоционального тонуса, целесообразность манеры поведения, корректные отношения педагогов с жюри — все эти разделы были подробно освещены Еленой Станиславовной.

Начался шестой час занятий. И когда выступавший прежде учитель музыки Артур Викторович Зураба снова начал рассказывать о технологии подготовки мастер-класса, мой разум возмутился и вскипел. Но вот удача — началась демонстрация мастер-классов. И сразу прошла усталость, энтузиазм педагогов, их влюблённость в предмет волшебным образом передаются тебе. Мастер-класс Артура Викторовича был, конечно же, посвящён музыке. Мы пели, слушали прекрасную симфоническую музыку (я был посрамлён — не узнал отрывка из четвёртой симфонии П.И. Чайковского). И конечно же, перед нами выступал сам Артур Викторович, прекрасный исполнитель и композитор. Великолепен был мастер-класс Ивана Алексеевича Смирнова о биологическом симбиозе (я впервые узнал, что брат писателя Д.С. Мережконвского — Константин Сергеевич был талантливым биологом, взгляды которого на роль симбиоза в жизни и развитии растений опередили его время). Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года — 2004» Андрей Владимирович Лукутин посвятил своё выступление основным ошибкам при проведении мастер-класса. А затем мы дружным хором исполнили гимн конкурса учителей России (аккомпанировал за  роялем Артур Викторович). Завершился день мастер-классом Вадима Борисовича Курилова, посвящённым ораторскому мастерству. 

Завтра нас ожидает лекция-консультация о конкурсном испытании «Разговор с министром», которую проведёт директор Департамента информационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации Андрей Андреевич Емельянов и новый мастер-класс ораторского мастерства Вадима Борисовича Курилова. 

Семинар подходит к концу. Многие надежды, возлагаемые на него, оправдались. Были и разочарования — хотелось бы меньше лекций, больше активной работы для конкурсантов, чтобы дать им возможность укрепить межличностные контакты, скорректировать на практике свои педагогические подходы и наработки выступлений. Представляется, что в дальнейшем целесообразно  на практике внедрять консультационную методическую деятельность, тем более что огромный потенциал каждого лектора был налицо. Хотелось бы и диалога с представителями Министерства образования и науки, тем более, что у лучших педагогов из регионов России были вопросы не только о размере заработной платы (хотя и эта тема актуальна).

Заочный этап конкурса завершился. До свиданья, столица! Ожидай нас, Северная Пальмира — Санкт-Петербург!

Добавить комментарий